"Лифт на эшафот"
«Лифт на эшафот» (9/10)
Ascenseur pour l'échafaud
Жанр: фильм-нуар.
Страна: Франция.
Год: 1957. Продолжительность: 01:28.
Страна: Франция.
Год: 1957. Продолжительность: 01:28.
Герой картины задумал своеобразный «шедевр» — преступление, совершенное в замысле и осуществлении, нераскрываемое. Жюльен Тавернье намерен убить мужа Флоранс, своей возлюбленной, убить так, чтобы не осталось никаких следов преступления. Замысел четко реализуется, но стоит Жюльену чуть-чуть замешкаться, и уходящий вахтер выключает в здании свет — герой на всю ночь застревает в лифте между этажами. Алогичная, абсурдная случайность вмешивается в проект; реальность словно издевается над автором «шедевра». Ее фантасмагорическое своеволие этим не исчерпывается. Юный хулиган Луи вместе с подружкой Вероникой крадут — из всех возможных — как раз автомобиль Жюльена, знакомятся с четой западногерманских туристов, а затем убивают их. Абсурд ширится, разбухает — в связи с убийством полиция разыскивает Жюльена Тавернье, владельца машины. «Шедевр» разваливается, превращаясь в собственную противоположность...
«Лифт на эшафот», оказавшись одной из первых картин «новой волны» и, несомненно, отражая пристрастия представителей этого направления молодых французских режиссёров к американскому кино (прежде всего — к Альфреду Хичкоку), одновременно наследует национальной традиции криминальных драм, которые понимались подчас в иносказательном плане, как, допустим, «День начинается» Марселя Карне или «Набережная Орфевр» Анри-Жоржа Клузо. Ведь Жюльен из картины Луи Маля тоже оказывается в захлопнувшейся ловушке, подобно забаррикадировавшемуся на ночь в своей квартире Франсуа, герою Жана Габена в довоенной ленте Карне. И приближающееся утро, вопреки привычной символике, знаменует для них только смерть.
«Лифт на эшафот», оказавшись одной из первых картин «новой волны» и, несомненно, отражая пристрастия представителей этого направления молодых французских режиссёров к американскому кино (прежде всего — к Альфреду Хичкоку), одновременно наследует национальной традиции криминальных драм, которые понимались подчас в иносказательном плане, как, допустим, «День начинается» Марселя Карне или «Набережная Орфевр» Анри-Жоржа Клузо. Ведь Жюльен из картины Луи Маля тоже оказывается в захлопнувшейся ловушке, подобно забаррикадировавшемуся на ночь в своей квартире Франсуа, герою Жана Габена в довоенной ленте Карне. И приближающееся утро, вопреки привычной символике, знаменует для них только смерть.