Чтение

[Книги][list]

КиноВоид представляет

[КиноВоид][threecolumns]

Уроки

[Уроки][list]

Любимые фильмы

[ЯЛюблюЭтотФильм][twocolumns]

Интервью

[Интервью][grids]

Статьи

[Статьи][twocolumns]

Цитаты, Мысли

[Мысли][bsummary]

Литература о Кино: Избранное


Теория


♦ Жиль Делёз – «Кино»
Жиль Делёз — французский философ-постструктуралист, изложил свою версию концептуального анализа киноискусства. Согласно Делёзу, кинематограф — такое искусство, которое меняет саму чувственность человека. В ходе просмотра произведений киноискусства возникает «несобранный» коллективный (массовый) субъект. Читать книгу

♦ Зигфрид Кракауэр – «Природа фильма»
Зигфрид Кракауэр — немецкий социолог массовой культуры, кинокритик, писатель, публицист, один из самых влиятельных теоретиков кинематографа. Сформировал учение о спиралевидной взаимозависимости коммерческого кино и массовой психологии. Основной киноведческий труд Кракауэра «Природа фильма» считается самой значительной работой по теории кино. Читать книгу

♦ Андре Базен – «Что такое кино»
Андре Базен — французский кинокритик, влиятельный историк и теоретик кино. В 1951 вместе с кругом соратников основал журнал «Les Cahiers du cinéma», давший теоретическую базу движению «Новая волна» и ставший своеобразной кузницей кадров нового французского кино. «Что такое кино» составлен уже после смерти Базена из статей, написанных им в разное время и объединенных узловыми проблемами теории кино. Скачать книгу

♦ Лотте Айснер – «Демонический экран»
Лотта Айснер — кинокритик, историк кино, одна из крупнейших специалистов по немецкому экспрессионизму. Знаменитая работа «Демонический экран» рассказывает о творческих поисках в немецком кино 20-х годов. Анализируя самый бурный период немецкого киноискусства, автор сочетает глубокое знание материала с философским взглядом на кино как зеркало духовной жизни общества. Скачать книгу

♦ Бела Баллаш – «Дух фильмы»
Бела Баллаш — венгерский писатель, поэт, драматург, сценарист, теоретик кино; доктор философских наук. Книга знакомит читателя, интересующегося вопросами кино, с творческими процессами по созданию фильма. Большое внимание уделяется также таким вопросам, как кинодраматургия» натурализм и социалистический реализм, кино как одно из средств фашизации масс в капиталистических странах.  Скачать книгу

♦ Кристиан Метц – «Воображаемое означающее»
Кристиан Метц - известный французский теоретик кино, фактически создавший новую дисциплину - семиологию кино и успешно преподававший ее в течение ряда лет в Парижской высшей школе социальных наук. Исследуя природу восприятия фильма, Метц связывает кино с фетишизмом и вуаеризмом, открывает тождество "работы фильма" и "работы сновидения". Во второй части книги предпринимается попытка описания специфики киноязыка через установление аналогии между функционированием классических риторических фигур. Читать книгу

♦ Сергей Эйзенштейн – «Психологические вопросы искусства»
В книгу включены наиболее важные материалы по психологии искусства, содержащиеся как в опубликованных произведениях С.М. Эйзенштейна, так и в его архивных материалах ("Метод", "Основная проблема" и др.). Скачать книгу

♦ Сергей Эйзенштейн – Избранные произведения
Читать

♦ Робер Брессон – «Заметки о кинематографе»
Записки, которые великий французский режиссёр писал для своего собственного использования. В этих записках Брессон размышляет о способах проникновения в суть методов мастера и их философскими и эстетическими значениями. Читать книгу

♦ Андрей Тарковский – «Запечатленное время»
Книга выдающегося русского кинорежиссера о месте художника-творца в мире, о кино, красоте, моральной ответственности автора... Читать книгу



Анализ


♦ Ингмар Бергман – «Картины»
Основной акцент мемуарной книги "Картины" сделан на творчестве - Ингмар Бергман повествует о созданных им кинокартинах. Читать книгу

♦ Пьер Паоло Пазолини – «Теорема»
Писатель, режиссер, поэт драматург, лингвист и теоретик кино Пьер-Паоло Пазолини оставил значительное творческое наследие. Два сильных чувства, всю жизнь переполнявших Пазолини,— неистовая «любовь к действительности» и ненависть к «потребительскому аду», в который превратилось, по его мнению, современное общество, присутствуют и борются в этом романе. Скачать книгу

♦ Дэвид Линч – «Поймать большую рыбу»
Дэвид Линч описывает свое отношение между искусством и собственным опытом трансцендентальной медитации, приводя во эпилог цитату: "Идеи подобны рыбам. Если хотите поймать мелкую рыбешку, оставайтесь на мелководье. Но если вам нужна крупная рыба, придется идти на глубину." Читать книгу

♦ Рене Клер – «Кино вчера, кино сегодня»
Известный французский кинорежиссер (1898 -1981) излагает свои взгляды на искусство кинематографа. Рассказывая о его прошлом и настоящем, о перспективах его развития и будущем, он раскрывает и анализирует связь кинематографа с литературой, театром, живописью, стремится показать объективную картину его развития. Скачать книгу

♦ 
Пол Шредер – «Трансцендентальный стиль в кино: Одзу, Брессон и Дрейер»
Пол Шредер — американский кинорежиссёр, сценарист, теоретик кино, автор сценариев к фильмам «Якудза» Сидни Поллака; «Таксист», «Бешеный бык» и «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе; «Наваждение» Брайана Де Пальма.

♦ Вим Вендерс – «Логика изображения»
Книгу выдающегося немецкого режиссера Вима Вендерса составили статьи, интервью и эссе, которые позволяют читателю проникнуть в художественную лабораторию кинорежиссера и познакомиться с его взглядами на творчество знаменитых кинематографистов: Годара, Антониони, Тарковского, Фассбиндера, Бергмана, Мурнау, Ланга. Ozon.ru


Биография


♦ Андрей Тарковский – «Мартиролог»
В книге собраны полные тексты дневников, начатых Тарковским в 1970 году, вплоть до последних записей незадолго до смерти в декабре 1986 года. Тексты, рисунки и фотографии воспроизводятся по документам флорентийского архива, где Международным Институтом имени Андрея Тарковского в Италии собраны все личные материалы Андрея Арсеньевича из Москвы, Рима, Лондона и Парижа. Читать книгу

♦ Луис Бунюэль: «Мой последний вздох»
В основе сборника – воспоминания режиссера о встречах с такими замечательными людьми, как Федерико Гарсиа Лорка, Сальвадор Дали, Луи Арагон, Поль Элюар, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Сергей Эйзенштейн, и многими другими. Читатель найдет в ней также рассказ о гражданской войне в Испании, непосредственным участником и свидетелем которой он был. Поражает беспощадная откровенность автора по отношению к самому себе, к своим слабостям и недостаткам. Читать книгу

♦ Ингмар Бергман – «Исповедальные беседы»
Книга объединяет три шедевра Бергмановской прозы: воспоминания «Латерна магика», уже издававшиеся па русском языке отдельно в 1989 г.; романы «Дети воскресенья» и «Исповедальные беседы», публикуемые книгой впервые. Выдающийся шведский режиссер театра и кино предельно открыто рассказывает в них о себе, о своей жизни в искусстве и размышляет о многих проблемах семьи и общества. Читать книгу

♦ Федерико Феллини – «Делать фильм»
Автобиография великого итальянского режиссера Федерико Феллини. В книге он рассказывает о рождении замыслов своих фильмов, о различных аспектах режиссерской деятельности, делится воспоминаниями. Читать книгу

♦ Франсуа Трюффо «Хичкок/Трюффо»
Книга явилась результатом 52-часовой беседы Франсуа Трюффо и Альфреда Хичкока в присутствии переводчицы Хелен Скотт, состоявшейся в 1962 году. После смерти Хичкока (24 апреля 1980 года) Трюффо вернулся к этой книге и дописал в ней заключительную 16-ю главу, а также снабдил новую редакцию, получившую название "Хичкок/Трюффо", аннотациями к каждому из фильмов Хичкока. Читать книгу

♦ Джеймс Нэрмор – «Кубрик»
Исследование Джеймса Нэрмора - это уникальная по энциклопедичности и глубине книга об одном из величайших кинорежиссеров ХХ века. Стэнли Кубрик - мегаломан, драматург, изобретатель, знаток литературы, философии и истории - предстает в этой книге художником, которого по праву можно назвать создателем особого и незабываемого мира. Скачать книгу

♦ Лени Рифеншталь – «Мемуары»
Воистину, сенсационный памятник эпохи, запечатлевший время глазами одной из талантливейших женщин XX века. Высоко ценимая Гитлером, Рифеншталь близко знала и его окружение. Геббельс, Геринг, Гиммлер и другие бонзы Третьего рейха описаны ею живо, с обилием бытовых и даже интимных подробностей. В послевоенные годы Рифеншталь посвятила себя изучению жизни африканских племен и подводным съемкам океанической флоры и фауны. О своих экзотических увлечениях последних десятилетий она поведала во второй части книги. Об огромных по величине "Мемуарах" критики писали: это настолько "головокружительное чтение", что приходится делать частые остановки, дабы сохранить душевное равновесие. Читать книгу

♦ Анжей Вайда – «Кино и все остальное»
Вайда рассказывает о годах учебы в Киношколе, кузнице "нового кино Польши", о движении "Солидарность", о творчестве - своем и коллег, излагает взгляды на развитие театрального и киноискусства, делится планами на будущее. Читать книгу

♦ 
Бернардо Бертолуччи – «Мое прекрасное наваждение»
Бертолуччи рассказывает о своем детстве, о родителях, о нелегких судьбах своих "детей" - картин, снятых им за долгие годы, а работает он в кино уже почти полвека. Скачать книгу

♦ Михаил Ямпольский «Жан-Люк Годар. Страсть: между черным и белым»
Это издание приурочено к ретроспективному показу фильмов Жана-Люка Годара в Советском Союзе, который подготовлен Министерством Иностранных Дел Франции и Министерством Культуры Швейцарии по случаю празднования семисотлетия Швейцарской Конфедерации. Скачать книгу

♦ Пол Кронин «Знакомьтесь: Вернер Херцог»
Книга интервью с режиссером Вернером Херцогом - это общение с удивительной личностью. Херцог - прямой интеллектуальный наследник барона Мюнхгаузена и в то же время, Христофор Колумб от кино. Он снимал фильмы в джунглях Перу, в Африке, Сибири и Антарктиде, опускался с камерой на морское дно, путешествовал с ней по пустыням и поднимался на действующий вулкан. Рассказы о головокружительных приключениях режиссера, в которых сложно отличить правду от вымысла, а жизнь - от кино. Читать книгу

♦ Орсон Уэллс, Питер Богданович «Знакомьтесь: Орсон Уэллс»
Величайший американский кинорежиссер Орсон Уэллс в этой книге раскрывается как яркий и увлекательный собеседник. Человек многочисленных талантов - актер, художник, писатель и постановщик - подробно рассказывает о своей жизни, карьере в Голливуде и в Европе, а также о своих мечтах и увлечениях, магии кино и духе первооткрывательства. Ozon.ru

♦ Сергей Параджанов – «Исповедь»
Настоящая книга — первая попытка издать творческое наследие Сергея Параджанова, кинорежиссера, чье имя стоит в одном ряду с такими художниками, как Пазолини, Антониони, Тарковский.  Созданный им «поэтический кинематограф» представлен сценариями фильмов «Исповедь», «Саят-Нова», «Лебединое озеро. Зона» и др. Ozon.ru

♦ Бергман о Бергмане
В книге отражены разные стороны творческой индивидуальности известного шведского режиссера Ингмара Бергмана: представлены развернутые интервью, посвященные работе режиссера в театре и кино, его творческим установкам; хроника постановки им пьесы Георга Бюхнера «Войцек»; подробная летопись творчества Бергмана, а также два его киносценария. Скачать книгу

♦ Трюффо о Трюффо
Сборник включает его статьи и высказывания по вопросам киноискусства, интервью, данные им журналистам, а также представляет самого Трюффо в качестве интервьюера во время бесед с одним из его любимых режиссеров А. Хичкоком. В сборнике опубликованы сценарии фильмов Трюффо: «Антуан и Колет» и «Американская ночь». Книга иллюстрирована кадрами из фильмов Трюффо и фотографиями режиссера. Скачать книгу

♦ Висконти о Висконти
В сборник вошли сценарии фильмов Висконти "Гибель богов", "Людвиг", "Семейный портрет в интерьере", а также интервью и статьи Висконти о его работе в театре и кино. Ozon.ru

♦ Уэллс об Уэллсе
В сборник вошли: сценарий "Печать зла", детективный роман "Мистер Аркадин", статьи, интервью. В издании использованы архивные фотоматериалы. Ozon.ru

♦ Антониони об Антониони
Сборник включает статьи, эссе, интервью выдающегося итальянского кинорежиссера Микеланджело Антониони, а также его книгу "Тот кегельбан над Тибром". Последняя представляет собой собрание небольших рассказов, отражающих сложный сплав режиссерской фантазии, наблюдений художника, зарисовок с натуры, в которых Антониони видит основу будущих, еще не снятых фильмов. Маленькие литературные зарисовки открывают читателю новую грань творчества Антониони. Ozon.ru

♦ Феллини о Феллини
В книгу включены обширное интервью с Феллини, сценарии таких его этапных произведений, как "8 1\2", "Рим", "Джинджер и Фред", а также материалы (воспоминания, интервью, фрагменты из книг), рассказывающие о процессе их создания.  В книге использованы материалы из кино- и фотоархивов. Ozon.ru


История Кино


♦ Жорж Садуль  «Всеобщая история кино»
Садуль впервые сделал попытку рассмотреть историю киноискусства как историю коллективного труда кинодеятелей всего мира. Он не ограничивается рассмотрением и анализом отдельных фильмов или творчества отдельных художников. Он не отрывает эстетические явления киноискусства от развития техники, производства и эксплуатации. Он анализирует одновременно и экономику, смело вводит статистические данные и впервые раскрывает картину ожесточенной конкуренции в борьбе за овладение новым видом воздействия на зрительские массы. Скачать книгу

♦ Сато Тадао «Кино Японии»
В книге известного кинокритика Тадао Сато дается обзор истории развития японского кинематографа и его современного состояния. Особенностью научного метода Сато является анализ явлений кино в тесной связи с общекультурными традициями и историей японского общества. Читать книгу

♦ «Кино Италии. Неореализм. 1939 – 1961»
В сборник включены статьи, интервью, фрагменты работ Л. Висконти, Ч. Дзаваттини, М. Антониони, Ф. Феллини и других выдающихся деятелей итальянского кино. Читать книгу

♦ Сергей Кудрявцев - «3500 кинорецензий»
Книга кинорецензий «3500» представляет собой сборник авторских текстов, которые были написаны в течение 35 лет: с 1973 по 2008 год и посвящены самым разным по художественному уровню фильмам и отдельным телесериалам, созданным на протяжении почти всей истории кинематографа. Читать книгу

♦ Игорь Мусский - «100 великих зарубежных фильмов»
Самые выдающиеся художественно-игровые фильмы, о которых рассказывает эта книга, представляют всё многообразие зарубежного киноискусства. Среди них любители кино могут найти знакомые и полюбившиеся картины. Читать книгу

♦ Игорь Мусский - «100 великих отечественных фильмов»
В книгу вошли только художественно-игровые фильмы. Среди них вы найдёте знакомые и полюбившиеся вам картины, конечно, далеко не все – каждый читатель мог бы дополнить этот список немалым числом запомнившихся ему, привлёкших его симпатии кинолент. Читать книгу

♦ Жак Лурселль – «Авторская энциклопедия фильмов»
В книге представлена вся история и география мирового кинематографа - от первых фильмов Мельеса до кровавых триллеров Хершелла Гордона Льюиса, от работ "золотого века Голливуда" до киношедевров Египта и Филиппин. Здесь содержится свыше 2000 рецензий на важнейшие фильмы XX века. Это издание - не только научный справочник, но и увлекательный путеводитель по миру кино как для искушенного, так и для начинающего зрителя. Ozon.ru



Обучение


♦ Андрей Тарковский «Уроки режиссуры»
Лекции по кинорежиссуре были прочитаны Андреем Тарковским на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино СССР и Союза Кинематографистов СССР. Читать

♦ Лев Кулешов «Азбука кинорежиссуры»
В книге объединены изданные ранее в «Библиотеке кинолюбителя» выпуски «Кадр и монтаж» и «Первые киносъемки». Читать

♦ Сергей Эйзенштейн – «Монтаж»
Был период в нашем вино, когда монтаж провозглашался "всем". Сейчас на исходе период, когда монтаж считается "ничем". И, не полагая монтаж ни "ничем", ни "всем", мы считаем нужным сейчас помнить, что монтаж является такой же необходимой составной частью кинопроизведения, как и все остальные элементы кинематографического воздействия. Читать книгу

♦ Сидни Люмет – «Как делается кино»
"Это книга про то, как делаются фильмы. Не существует правильного или неправильного способа поставить фильм. Я пишу лишь о том, как работаю я лично". Читать книгу

♦ Уильям Индик – «Психология для сценаристов»
Ценное практическое пособие для кинематографистов – сценаристов, режиссеров, студентов, кинокритиков. Увлекательное чтение для всех любителей кино и тех, кто интересуется психологией. Читать книгу

♦ Александр Митта – «Кино между адом и раем»
Эта книга и для человека, который хочет написать сценарий, поставить фильм и сыграть в нем главную роль, и для того, кто не собирается всем этим заниматься. Знаменитый режиссер Александр Митта позволит вам смотреть любой фильм с профессиональной точки зрения, научит разбираться в хитросплетениях Величайшего из искусств. Читать книгу


Больше теории


♦ 
Пьер Паоло Пазолини – «Поэтическое кино»

«Поэтическое кино» – первый из серии киноведческих текстов Пазолини, подготовленный для выступления в Пезаро в 1965 году. Читать

♦ Артавазд Пелешян – «Дистанционный монтаж»
Читать

♦ Юрий Норштейн – «Снег на траве»
Эта книга - всего лишь попытка снять с мультипликации ошейник, чтобы она перестала быть комнатной болонкой игрового кино или других не менее важных искусств. Эта книга - желание доказать, что мультипликация связана с общей культурой и имеет исторический контекст с феноменом искусства. Читать книгу

♦ Сергей Эйзенштейн – «Неравнодушная природа»
Неравнодушная природа это сборник теоретических трудов, навыков и умений в области киномастерства, которые автор скрупулёзно оттачивал на протяжении всей жизни. Скачать книгу

♦ Дзига Вертов – «Статьи. Дневники. Замыслы»
В книге собрано литературное наследие замечательного кинорежиссера-документалиста Дзиги Вертова. Скачать книгу

♦ Артавазд Пелешян – «Мое кино»
В сборник видного кинорежиссера вошли его сценарии и теоретическое исследование о монтаже, представляющие огромный интерес для нашего киноведения. Отдельно даны оценки известных советских и зарубеж­ных кинодеятелей и киноведов о творчестве режиссера. Скачать книгу

Кирилл Разлогов «Строение фильма» 
В сборник включены работы видных зарубежных исследователей, посвященные проблемам методологии анализа произведений экрана. Скачать книгу

♦ Александр Клюге – «Хроника чувств»
Александр Клюге — один из крупнейших режиссеров Нового немецкого кино 1970-х, автор фильмов, вошедших в историю кино как образцы интеллектуальной авторской режиссуры. В Германии Клюге не меньше известен как телеведущий и литератор, создающий масштабные коллажи из документов и фантазии, текстов и изображений. Провокативная и захватывающая, эта книга становится воображаемой хроникой современности. Ozon.ru



Художественная литература 


 Вуди Аллен – «Шутки Господа»
Возможно, никто в Америке не писал так смешно со времен Марка Твена, так нежно со времен Хемингуэя, так смело со времени принятия Декларации независимости. Читать книгу


Статьи


♦ Умберто Эко «О членениях кинематографического кода»
"Мое сообщение основывается на проводимых мною исследованиях в области семиотики визуальных кодов. Применение их к кинематографу имеет для меня значение практической проверки, без претензии на какую-либо систематизацию." Читать

♦ Умберто Эко «Парадоксы визуальной семиотики»
Среди тех проблем, которые занимали Эко, анализ природы иконического знака, исследования проблем интерпретации визуальных сообщений (будь то живопись, архитектура или кино) занимают у него приоритетное место, даже если может показаться, что интерес к текстуальной семиотике преобладает. Читать

♦ Жан Митри – «Визуальные структуры и семиология фильма»
"Ни с эстетической точки зрения, ни по своему содержанию кино не может рассматриваться как изолированный факт. В нем необходимо видеть отражение конкретной человеческой деятельности". Читать

♦ Витторио Сальтини «О мнимой иррациональности кинематографического языка»
"Единственная теория, представляющая еще какую-то цен­ность для критики, впервые и в полной мере была сформули­рована у Вертова и раннего Эйзенштейна." Читать


Другое


♦ Михаил Ямпольский – «Видимый мир»

♦ Михаил Ямпольский – «Память Тиресия»
♦ Михаил Ямпольский – «Язык – тело – случай: Кинематограф и поиски смысла»
♦ Михаил Ямпольский – «Муратова»
♦ Михаил Ямпольский – «Сокуров»
♦ Олег Аронсон – «Коммуникативный образ, Кино. Литература. философия»
♦ Олег Аронсон – «Метакино»
♦ Кино и Политика (Дело Стробов)
♦ Борьба на два фронта, Жан-Люк Годар и группа Дзига Вертов 1968 – 1972
♦ Юрий Тыньянов – «Поэтика. Литература. Кино»
♦ Лев Кулешов – «Статьи, материалы»
♦ Р. Якобсон «Конец кино?»
♦ К.Метц «Проблемы денотации в художественном фильме»
♦ Р. Уорт «Разработка семиотики кино»
♦ Р. Барт «Третьи смысл»
♦ Л.Р Ногерас «Прозаическое кино»

♦ Рудольф Арнхейм – «Искусство и визуальное восприятие»

♦ Рудольф Арнхейм – «В параболах солнечного света»
♦ Рудольф Анхейм – «Новые очерки по психологии искусства»
♦ «Поэтика кино: Перечитывая поэтику кино»
♦ «Правда кино и «киноправда»
♦ Ежи Теплиц – «История киноискусства»
♦ Наум Клейман – «Формула финала»
♦ Зара Абдуллаева – «Постдок: Неигровое/Игровое», «Кира Муратова: Искусство кино»

♦ «Генман: Интервью. Эссе. Сценарий. (Книга Антона Долина)»
♦ Юрий Цивьян – «На подступах к капралистике: движение и жест в литературе, искусстве и кино»
♦ Оксана Булгакова – «Фабрика жестов»
♦ Жак Омон, Ален Бергала, Мишель Мари, Марк Верне – «Эстетика фильма»
♦ Юрий Лотман, Юрий Цивьян – «Диалог с экраном»
♦ Тонино Гуэрра – «Семь тетрадей жизни»
♦ Чезаре Дзаваттини – «Дневники жизни и кино. Статьи, интервью. Добряк Тото»
♦ Антон Хаакман – «По ту сторону зеркала. Кино и вымысел»
♦ Сергей Добротворский – «Кино на ощупь»