«Мой друг Иван Лапшин», Режиссер Алексей Герман
«Мой друг Иван Лапшин» (9/10)
Режиссер: Алексей Герман.
В ролях: Андрей Болтнев, Андрей Миронов, Нина Русланова, Алексей Жарков, Зинаида Адамович, Александр Филиппенко.
В ролях: Андрей Болтнев, Андрей Миронов, Нина Русланова, Алексей Жарков, Зинаида Адамович, Александр Филиппенко.
Жанр: драма.
Страна: СССР.
Год: 1984. Продолжительность: 01:40.
Страна: СССР.
Год: 1984. Продолжительность: 01:40.
Фильм Алексея Германа снят по повести «Лапшин» его отца, писателя Юрия Германа. Сценарий был написан еще в 1969 году, однако картину запустили в производство лишь спустя десять лет. Сразу же стало ясно, что многое нуждается в переделке, переосмыслении. Алексей Герман решил сохранить характеры главных героев из повести отца, их взаимоотношения друг с другом, но уголовное дело взять настоящее. Его внимание привлекло дело Тюрина и Соловьева, на чьем счету было двадцать восемь убийств. Герой фильма Иван Лапшин — начальник опергруппы. Время — тридцатые годы, точнее — зима и весна 1935–1936 годов. «Перед нами было два возможных пути — делать фильм приключенческий и делать фильм о любовном треугольнике, — рассказывал Герман. — Мы не выбрали ни тот, ни этот, смешали оба направления — главным для нас была не детективная интрига, не любовная история, а само то время. О нем мы и делали фильм. Передать его — было нашей самой главной и самой трудной задачей».
Перед самыми съёмками фильма съёмочной группой была проделана огромная работа по воссозданию атмосферы 1930-х годов: собирались фотографии, консультировались с милиционерами тех времён, подыскивали места для съёмок, скупали через комиссионные магазины подлинную одежду того времени, корректировали сценарий. Чтобы прочувствовать атмосферу работы уголовного розыска, Герман со своей женой Светланой Кармалитой около месяца провели в тюрьмах, часто выезжали на допросы, где их оформляли как понятых. По его словам, он хотел воссоздать «чеховскую» атмосферу, поэтому перенёс действия из Ленинграда в провинцию. Места для съёмок Герман нашёл в архивах, где обнаружил вырезку из газеты со снимками деревянной арки и гипсовых пионеров у фонтана. Бо́льшая часть фильма была снята в Астрахани.
Перед самыми съёмками фильма съёмочной группой была проделана огромная работа по воссозданию атмосферы 1930-х годов: собирались фотографии, консультировались с милиционерами тех времён, подыскивали места для съёмок, скупали через комиссионные магазины подлинную одежду того времени, корректировали сценарий. Чтобы прочувствовать атмосферу работы уголовного розыска, Герман со своей женой Светланой Кармалитой около месяца провели в тюрьмах, часто выезжали на допросы, где их оформляли как понятых. По его словам, он хотел воссоздать «чеховскую» атмосферу, поэтому перенёс действия из Ленинграда в провинцию. Места для съёмок Герман нашёл в архивах, где обнаружил вырезку из газеты со снимками деревянной арки и гипсовых пионеров у фонтана. Бо́льшая часть фильма была снята в Астрахани.
В фильме есть мучительный любовный треугольник: Лапшин любит Адашову, Адашова — Ханина, Ханин — не может забыть свою жену Лику, которую унесла болезнь. И все это не мешает Лапшину, Адашовой и Ханину быть самыми преданными друзьями. Герман далек от идеализации своих героев. Уже после выхода фильма на экраны режиссера не раз упрекали в том, что он оболгал 1930-е годы. «Мы жили по-другому! Все было по-другому! Не было таких улиц! Не было таких ужасающих квартир!» Один из тех, от кого зависела судьба «Лапшина», корил режиссера: «Зачем ты такие страшные бараки построил?» На самом деле Герман ничего не строил (у картины и денег бы на такую декорацию не хватило), бараки были настоящие, в них жили люди. А когда ему говорили, что высокие чины из МВД собираются писать на него жалобу за «Лапшина», Алексей Герман отвечал: «Пусть лучше заботятся, чтобы у них сейчас все было по закону, а за правду того, что у меня показано про 30-е годы, я ручаюсь. Я же не говорю, что так, как было, хорошо, я говорю, что так было».