«Нож в водe», режиссер Роман Полански
Нож в воде
Nóz w wodzie (Польша, 1962г.)
В ролях: Леон Немчик, Иоланта Умечка, Зигмунт Малянович, Анна Чепелевская, Роман Полански
Авторы сценария: Якуб Голдберг, Роман Полански, Ежи Сколимовский
Авторы сценария: Якуб Голдберг, Роман Полански, Ежи Сколимовский
Оператор: Ежи Липман
Жанр: экзистенциальная притча с элементами триллера
Жанр: экзистенциальная притча с элементами триллера
Режиссер: Роман Полански
Семейная пара отправляется на собственной яхте на прогулку по Мазурским озёрам. Случайно их путь пересекается с молодым человеком без гроша в кармане, которого супруги берут на яхту в качестве попутчика. Между двумя мужчинами возникает соперничество, и не в последнюю очередь за внимание женщины. Муж старается произвести на паренька впечатление своим гламурным образом жизни, статью и сноровкой. Как саркастически замечает ему жена, он подобрал паренька, чтобы «повыпендриваться» перед ним. Однако юноша не спешит занять подчинённое положение, и жена, кажется, симпатизирует ему. Появление незнакомца вскрывает скрытый разлом в отношениях супругов. Всё чаще в кадре появляется нож, и между мужчинами завязывается потасовка...
Это первый полнометражный фильм Романа Поланского. Ни один из исполнителей главных ролей, кроме Леона Немчика, не имел профессионального актёрского опыта. Иоланту режиссёр встретил в бассейне и ему показалось, что это именно та девушка, которая выглядит в повседневных обстоятельствах неприметно, но, когда она в бикини, от неё нельзя отвести глаз. Однако ко времени съёмок Иоланта набрала вес, и, как с юмором вспоминает Полански, ему приходилось устраивать её отношения с членами съёмочной группы в надежде, что «немного секса отвлечет её от еды». Молодого человека Полански хотел сыграть сам, но друзья отговорили его от этой идеи; тем не менее персонаж говорит голосом режиссёра.
Фильм, запечатлевший наметившееся в социалистическом обществе расслоение, вызвал нарекания Гомулки (по словам Поланского, во время предпремьерного показа тот запустил в экран пепельницей) и был запрещён к показу польскими цензорами, но получил большой резонанс за рубежом, вместе с феллиниевским шедевром «Восемь с половиной» выдвигался на «Оскар», кадр из него украсил обложку американского журнала TIME. В конце 1962 года британское издание Sight & Sound написало, что открытый финал с вопросительным знаком не уступает образности таких больших мастеров, как Бергман и Антониони.
* «Нож в воде» — первый польский фильм, номинированный на «Оскар».
* Фильм был удостоен Премии ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале 1962 года.
Это первый полнометражный фильм Романа Поланского. Ни один из исполнителей главных ролей, кроме Леона Немчика, не имел профессионального актёрского опыта. Иоланту режиссёр встретил в бассейне и ему показалось, что это именно та девушка, которая выглядит в повседневных обстоятельствах неприметно, но, когда она в бикини, от неё нельзя отвести глаз. Однако ко времени съёмок Иоланта набрала вес, и, как с юмором вспоминает Полански, ему приходилось устраивать её отношения с членами съёмочной группы в надежде, что «немного секса отвлечет её от еды». Молодого человека Полански хотел сыграть сам, но друзья отговорили его от этой идеи; тем не менее персонаж говорит голосом режиссёра.
Фильм, запечатлевший наметившееся в социалистическом обществе расслоение, вызвал нарекания Гомулки (по словам Поланского, во время предпремьерного показа тот запустил в экран пепельницей) и был запрещён к показу польскими цензорами, но получил большой резонанс за рубежом, вместе с феллиниевским шедевром «Восемь с половиной» выдвигался на «Оскар», кадр из него украсил обложку американского журнала TIME. В конце 1962 года британское издание Sight & Sound написало, что открытый финал с вопросительным знаком не уступает образности таких больших мастеров, как Бергман и Антониони.
* «Нож в воде» — первый польский фильм, номинированный на «Оскар».
* Фильм был удостоен Премии ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале 1962 года.
Оценка: 8.5/10