«Пейзаж в тумане», Режиссер Тео Ангелопулос
«Пейзаж в тумане» (10/10)
Topio stin omichli (Τοπίο στην ομίχλη)
Режиссер: Тео Ангелопулос.
В главных ролях: Михалис Зик, Таня Палайологу, Стратос Цорцоглу.
Жанр: драма.
Страна: Италия, Греция, Франция.
Год: 1988. Продолжительность: 02:07."Многим вещам западный рационализм приучился давать имена. Поэзия делает нечто противоположное. Она не дает имен, она влияет на чувства. А каждое слово здесь имеет двойное значение. Поэзия имеет дело с музыкой, с иллюзиями. В поэзии второй смысл всегда важнее первого. Слова возвращаются к своему смыслу лишь сейчас, во время интервью. Вам что, необходимо интерпретировать увиденное, обязательно понять, что это значит? Пусть фильм остается необъясненным. Как музыка, звучащая в тишине." Тео Ангелопулос.
Ленту греческого режиссера Тео Ангелопулоса, получившую награду как лучший фильм по мнению европейской киноакадемии в 1989г, нельзя назвать классикой кинематографа, но можно однозначно сказать, что эта картина достойна стоять в одном ряду с фильмами гениальных деятелей кинематографа, взявших из своего времени лучшее, и лаконично создавших свои уникальные стили. «Пейзаж в тумане» - невероятно эмоциональная драма, способная заставить шевелиться самую черствую душу. Это кино, которое не теряет своей силы и по сей день. Оно несет свое гордое звание шедевра сквозь года. Сейчас оно находит отклик в сердцах зрителей с таким же успехом, как и много лет назад.
Фильм является заключительной частью условной «трилогии молчания» (в неё также входят «Путешествие на Цитеру» и «Пчеловод»), созданной Тео Ангелопулосом в соавторстве с выдающимся итальянским кинодраматургом и поэтом Тонино Гуэррой, который на сей раз, как и в случае с первым фильмом, написал сценарий (по сюжету самого режиссёра) совместно с Танассисом Валтиносом, своим греческим коллегой. Главные персонажи фильма - двое детей, брат и сетра, отправляющиеся на поиски отца, которого никогда не видели и о котором им известно только, что он живет в Германии. На пути к нему лежат многочисленные препятствия - земные реалии, большей частью грубые, так не похожие на него. Через них дети в короткий срок познают жизнь в самых различных ее проявлениях - и отвратительных, и прекрасных. Но они не отвлекаются от главной цели своего путешествия. К ней их неизменно ведет забытая в современном мире чистота, непрагматичность сознания (другое проявление которого мы найдем в лице друга мальчика - сумасшедшего, стоящего за больничной решеткой, но возомнившего себя чайкой, "улетающего" таким образом из неволи грубого мира). И дети снова и снова держат путь к границе, еще одним емким и красивым образом которой является пустой кадр, в котором земному взору ничего не видно, но по ту сторону которого лежит мечта, обращающая пустоту красивым "пейзажем в тумане".
Нельзя упустить сходство стиля с одним из великих деятелей советского кинематографа Андреем Тарковским. Недаром «Пейзаж в тумане» - один из его любимых фильмов. Чувствуется сходство повествования, склонность к символам. Возможно, здесь дело в еще одном звене, а именно в сценаристе. В работе над сценарием «Пейзажа в тумане» был задействован Тонино Гуэрра, который так же был соавтором к сценарию «Ностальгии» Тарковского. Нельзя не отметить его мастерство, а еще более сложно представить, что начать писать свои рассказы, этого человека побудила мрачная атмосфера немецкого концлагеря. Гуэрра так же знаменит своими работами с Микеланджело Антониони, Витторио де Сика и Федерико Феллини.
Награды:
* Берлинский кинофестиваль, 1989 год: Приз международного евангелического жюри * Европейская киноакадемия, 1989 год: Лучший фильм * Венецианский кинофестиваль, 1988 год: Серебряный лев, Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC)