«Жертвоприношение», режиссёр Андрей Тарковский
Жертвоприношение
Regi Andrej Tarkovskij (Швеция, 1988 г. )
В ролях: Эрланд Юзефсон, Сьюзен Флитвуд, Аллан Эдвалль, Гудрун Гисладоттир, Свен Воллтер, Валери Мересс
Автор сценария: Андрей Тарковский
Автор сценария: Андрей Тарковский
Оператор: Свен Нюквист
Жанр: философская притча
Жанр: философская притча
Режиссёр: Андрей Тарковский
"Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа. Жертвоприношение - это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву." Андрей Тарковский
«Жертвоприношение» — последний фильм Андрея Арсеньевича Тарковского, снятый, как и предыдущая «Ностальгия», за границей. Снимая этот фильм, великий режиссер уже знал, что смертельно болен раком. В 1984 году, когда Тарковский объявил о своем решении не возвращаться в Советский Союз, он переехал в Швецию, где договаривался о съемках «Жертвоприношения».
Оператором на картине был приглашен Свен Нюквист — бессменный оператор Ингмара Бергмана, фильмами которого так восхищался Тарковский. Фильм рассказывает о жизни семьи в преддверии конца света, связанного с атомной войной. В отчаянии главный герой заявляет, что принесёт в жертву всё, что любит ("Я дам Тебе всё, что я имею; семью, дом, Маленького человека") если только всё это прекратится...
Съемки фильма
Идея Ф.Ницше о «вечном возвращении» в фильме «Жертвоприношение»
Награды:
1986 — Каннский кинофестиваль: Гран-при, Приз за художественный вклад (Свен Нюквист), Приз ФИПРЕССИ, Приз экуменического жюри1988 — Премия BAFTA: Лучший фильм на иностранном языке
Интересные факты:
* Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма», написанного Аркадием Стругацким.* Тарковский в течение нескольких дней искал место для сцены атомной катастрофы и паники. Он нашёл его — это был тоннель, лестница и небольшая площадь перед ними. Там и была снята эта ужасная и, вместе с тем, прекрасная сцена. А через некоторое время здесь был убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме. Убийца стоял на том самом месте, где находилась камера во время съёмок фильма.
* Почтальон Отто, как персонаж картины, является своеобразной данью памяти Тарковского одному из своих постоянных актёрских талисманов Анатолию Солоницыну, чьё настоящее имя - Отто, умершему в 1982 году от рака лёгких.Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма», написанного Аркадием Стругацким.
* Пока шли съёмки, оператор Свен Нюквист долгое время не мог понять, почему Андрей Тарковский всё время смотрит в камеру. Он даже обижался, пока Андрей не объяснил ему, что только глядя в глазок камеры он представляет себе мизансцену.
* Для финальной сцены Тарковский выдвинул следующие требования к погоде: должно быть пасмурно; хорошо, чтобы были белые, пышные облака и чтобы внезапно выглянуло солнце. В кадре виден именно этот эффект: отражающееся в воде солнце и ползущие по небу тяжёлые белые облака.
* Эстетика фильма во многом повлияла на западных интеллектуалов. Так, в клипе американской рок-группы «R.E.M.» «Losing My Religion» присутствуют прямые цитаты из фильма.
Оценка: 9/10