Чтение

[Книги][list]

КиноВоид представляет

[КиноВоид][threecolumns]

Уроки

[Уроки][list]

Любимые фильмы

[ЯЛюблюЭтотФильм][twocolumns]

Интервью

[Интервью][grids]

Статьи

[Статьи][twocolumns]

Цитаты, Мысли

[Мысли][bsummary]

«Поздняя весна», Режиссер Ясудзиро Одзу


«Поздняя весна» (10/10) 
Banshun

Режиссер: Ясудзиро Одзу. 
В главных ролях: Тисю Рю, Сэцуко Хара, Юмэдзи Цукиока. 
Жанр: драма. 
Страна: Япония.
Год: 1949. Продолжительность: 01:48.

«Ясудзиро Одзу — один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры. В его фильмах ощущается ностальгия по медленно уходящему в прошлое традиционному укладу. Эти фильмы очень японские и одновременно всечеловеческие... истина, длящаяся от первого до последнего кадра. Его фильмы – сама жизнь. Такого представления действительности, такого искусства в кино больше нет. Это было однажды» (Вим Вендерс).

Одзу черпал сюжеты своих фильмов из повседневной жизни японской семьи в эпоху послевоенной трансформации (вестернизации) традиционного общества. В отличие от А. П. Чехова и Джейн Остин, с которыми его иногда сравнивают, картина мира и способ её представления на экране у Одзу завязаны на специфической культурной традиции, восходящей к буддизму и синтоизму. Отношения между близкими людьми показаны с тонким психологизмом, без критических оценок и сентиментальности.
В послевоенные годы Одзу выработал уникальную режиссёрскую технику со следующими отличительными чертами:      

1. Крайняя низкая точка съёмки, словно бы с точки зрения человека, который сидит на циновке, при практически полной неподвижности камеры. У зрителя создаётся впечатление, что он находится в одной комнате с персонажами.     
2. Переходы между сценами решаются не традиционными наплывами и затемнениями, а за счёт демонстрации мест действия до и после появления в них действующих лиц. Музыка, если и звучит, то лишь во время этих переходов. 
3. Лаконизм повествования приводит к тому, что из него выпускаются драматические события (свадебная церемония, приступ тяжёлой болезни), которые могли бы вызвать у зрителя всплеск эмоций. 

С другим классиком японского кино, Кэндзи Мидзогути, Одзу сближает бесстрастная фиксация кинокамерой незначительных, на первый взгляд, происшествий, а также сведение к минимуму роли монтажа.
В 1954 году Одзу был избран председателем Ассоциации японских кинорежиссёров, в 1958 году награждён орденом «Мурасаки дзю хосе». За пределами Японии до 1970-х гг. был практически неизвестен. Местные киностудии старались не показывать фильмы «бога кино» за рубежом из опасений, что они не будут поняты, ибо запечатлевают «домашний» образ Японии, уклад повседневной жизни. На Западе известность к Одзу пришла посмертно, после публикации в 1972 г. монографии Пола Шредера.  

К 1992 году международная репутация Одзу выросла до такой степени, что по результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound, картина Одзу «Токийская повесть» 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа — наряду с «Гражданином Кейном» и «Правилами игры». В 1985 году немецкий режиссёр Вим Вендерс снял фильм «Токио-га» о поисках японской столицы, какой она предстала ему в фильмах Ясудзиро Одзу. Ему же он посвятил (наряду с Тарковским и Трюффо) свой фильм «Небо над Берлином»

Фильм «Поздняя весна» рассказывает историю пожилого человека, который в одиночку воспитал дочь и теперь хотел бы выдать её замуж, как ни мучительно и горько им расставаться друг с другом. «Поздняя весна» открывает ряд фильмов Одзу о семье, в названии которых не случайно присутствует определённое время года, что имеет важное значение в синтоизме и буддизме:

Весна уходит,
Но в нерешимости медлят
Поздние вишни...

Смотреть фильм "Поздняя весна":