«Жестяной барабан», Режиссер Фолькер Шлёндорф
«Жестяной барабан» (9/10)
Die Blechtrommel
Режиссер: Фолькер Шлёндорф.
В главных ролях: Давид Беннент, Марио Адорф, Ангела Винклер, Катарина Тальбах, Даниэль Ольбрыхский, Шарль Азнавур.
Жанр: антитоталитарная сатирическая притча.
Страна: Германия (ФРГ), Франция, Югославия, Польша .
Год: 1979. Продолжительность: 02:22.
Год: 1979. Продолжительность: 02:22.
Фильм «Жестяной барабан» ─ экранизация одноименной философской притчи немецкого писателя Гюнтера Грасса. Роман Грасса был напечатан в 1959 году и сразу получил широкую известность, принеся его автору скандальную славу, став одновременно и предметом восхищения, и жесткой критики. В настоящее время «Жестяной барабан» считается великим произведением не только немецкой, но и мировой литературы XX века. Однако фильм режиссера Фолькера Шлендорфа вышел только в 1979 году, через 20 лет после издания романа. Ф. Шлендорф мечтал о постановке фильма долгие годы, но не мог осуществить свой замысел, пока не нашел подходящего актера на главную роль.
Гюнтер Грасс в своем произведении создал поразительный образ трехлетнего мальчика по имени Оскар, который в 1927 году (это также и год рождения самого писателя), разочаровавшись в жизни взрослых, объявил, что не будет больше расти, собираясь навсегда остаться ребенком. Шлендорф нашел для этой роли 12-летнего мальчика Давида Беннета, сына актера Хайнца Беннета. Ведь именно взгляд ребенка на происходящее позволяет увидеть всю аномальность как психологической обстановки в его семье, так и исторической реальности периода формирования Третьего рейха – мира сошедших с ума людей.
Гюнтер Грасс в своем произведении создал поразительный образ трехлетнего мальчика по имени Оскар, который в 1927 году (это также и год рождения самого писателя), разочаровавшись в жизни взрослых, объявил, что не будет больше расти, собираясь навсегда остаться ребенком. Шлендорф нашел для этой роли 12-летнего мальчика Давида Беннета, сына актера Хайнца Беннета. Ведь именно взгляд ребенка на происходящее позволяет увидеть всю аномальность как психологической обстановки в его семье, так и исторической реальности периода формирования Третьего рейха – мира сошедших с ума людей.
И человек, противостоящий этому миру ─ мальчик Оскар, чтобы быть «вне» его, сам должен быть в психозе. Потому что только психоз на уровне отдельного человека ─ единственная норма человеческого существования, выступающая символическим противовесом трагической «психической нормальности» общества... (Более подробный анализ фильма можно прочитать в статье Е.А. Спиркиной, из "Ежегодника по психотерапии и психоанализу").
- Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля 1979 года.
- Премия «Оскар»: Лучший фильм на иностранном языке, 1980.