"Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном" 10/10
«Квайдан: Повествование о загадочном и ужасном» (10/10)
怪談
Режиссер: Масаки Кобаяси.
В ролях: Митиё Аратама, Мисако Ватанабэ, Рэнтаро Микуни, Кендзиро Исияма, Ранко Акаги, Фумие Китахара, Каппей Мацумото, Ёсико Иэда, Отомэ Цукимия, Кензо Танака.
В ролях: Митиё Аратама, Мисако Ватанабэ, Рэнтаро Микуни, Кендзиро Исияма, Ранко Акаги, Фумие Китахара, Каппей Мацумото, Ёсико Иэда, Отомэ Цукимия, Кензо Танака.
Жанр: философско-мистический фильм.
Страна: Япония.
Год: 1964. Продолжительность: 02:43.
Страна: Япония.
Год: 1964. Продолжительность: 02:43.
Кайдан (яп. 怪談 кайдан, «устный рассказ о сверхъестественном»), реже «квайдан» или «кваидан» — традиционный фольклорный жанр в Японии, призванный испугать слушателя; рассказ о встречах со сверхъестественным: привидениями, демонами, ведьмами и тому подобным; аналог быличек и историй о привидениях. Сборники кайданов — кайдансю (яп. 怪談集) выделяются в отдельный литературный жанр. На основе кайданов часто создавались пьесы национального театра кабуки.
Расцвет кайданов пришёлся на период Эдо, прежде всего на XVIII век. В это же время процветала салонная игра «Компания рассказчиков ста страшных историй», в которой кайданы рассказывали по кругу, после каждой истории гася одну свечу из сотни освещающих комнату и по мере все большего и большего затемнения комнаты переходя ко все более страшным рассказам.
Для классического кайдана характерны следующие отличительные черты:
- Потусторонние силы и сверхъестественные существа (чаще всего — мстительные призраки) действуют наравне с людьми и активно воздействуют на события сюжета. За эту особенность кайдан часто дефинируют как «историю о призраках».
- Концепция кармы и воздаяния, то, что европеец определил бы как фатализм в сюжете.
- Месть как практически обязательный элемент действия.
- Обычно небольшое количество ярких, характерных персонажей, активно проявляющих свои чувства.
Совершенно потрясающий в изобразительном плане, завораживающий мистически-философский фильм Масаки Кобаяси состоит из четырех новелл: «Черные волосы», «Снежная женщина», «Сказание о Хойчи безухом», «В чашке чая». Нет смысла рассказывать содержание — жизнь и смерть, любовь и предательство, поступки и расплата — эти вечные темы решены с тончайшим вкусом. И хотя в картине присутствуют люди живые и духи, вернувшиеся по разным причинам из царства мертвых, к жанру ужасов или мистики отнести ее можно лишь условно.
Тревога и страх достигаются за счёт медленно нарастающего напряжении и беспокойного ожидания. Кобаяси отдаёт предпочтение экспрессионистскому визуальному стилю, и использует искусственные декорации и с красочными задними планами для многих наружных сцен, таким образом придавая им почти сказочный вид (примерами могут служить сцена на кладбище в «Безухом Хойти», или задний фон, изображающий огромный глаз в «Снежной женщине»).