Чтение

[Книги][list]

КиноВоид представляет

[КиноВоид][threecolumns]

Уроки

[Уроки][list]

Любимые фильмы

[ЯЛюблюЭтотФильм][twocolumns]

Интервью

[Интервью][grids]

Статьи

[Статьи][twocolumns]

Цитаты, Мысли

[Мысли][bsummary]

«По поводу Ниццы», Режиссер Жан Виго

À propos de Nice

«По поводу Ниццы» (10/10) 

À propos de Nice


Режиссер: Жан Виго. 
Жанр: документальный сатирический памфлет.
Страна:  Франция.
Год: 1930. Продолжительность: 00:25.

Вот и про Ниццу можно сказать дежурную фразу: «город контрастов». Там соседствуют роскошь и нищета. Ницца — это метафора тогдашней действительности. Человек, приезжающий в курортный городок на французской Ривьере, оказывается своего рода марионеткой (прекрасно использован кадр с мультипликацией). В Ницце действует безличная власть денег. Это — мир игры. И человек попадает в зависимость от своего порока — страсти к деньгам.  Фильм 26-летнего Жана Виго близок к сатирическому памфлету. Курорт — это ад (здесь истоки феллиниевского сарказма в сценах на водах в ленте «Восемь с половиной»). Представлена целая галерея «гримас общества»: богатые старухи, скучающие на солнце, как крокодилы; томно прогуливающиеся дамы. Прибрежный бульвар — как некий парад бессмысленной роскоши. А кульминацией становится карнавал. Маски — гиперболизированные метафоры. Всё приобретает форму гротеска, фарса (сравните с соответствующими эпизодами в «Амаркорде»). Богатые развлекаются, перебрасываясь цветами. Верх лицемерия — полицейский, раздающий цветочки.


В финале карнавала всё сжигается: цветы, превращённые в мусор; брошенные маски. Всё сразу меняется на что-то противоположное. Естественное оказывается противоестественным. Карнавал — народный праздник. Но здесь он выступает в качестве карикатуры на мир богатства и праздности. Ницца — это перевёрнутый мир (ещё в самом начале картины при съёмке с самолёта камера переворачивается). Ницца роскоши идёт к своей гибели: карнавал монтируется с кладбищем. Похоронная процессия показана убыстрённо, как некая фантасмагория. Крест на груди военного превращается в метафору креста на кладбище. Напротив, мраморные памятники на могилах выглядят роскошно. Но внутри бюстов пусто. Так и за всем блеском Ниццы скрывается пустота...

Смотреть фильм "По поводу Ниццы":