Чтение

[Книги][list]

КиноВоид представляет

[КиноВоид][threecolumns]

Уроки

[Уроки][list]

Любимые фильмы

[ЯЛюблюЭтотФильм][twocolumns]

Интервью

[Интервью][grids]

Статьи

[Статьи][twocolumns]

Цитаты, Мысли

[Мысли][bsummary]

«Карабинеры», режиссёр Жан-Люк Годар

Карабинеры

Les carabiniers (Франция, Италия, 1963 г. )


В ролях: Марино Мазе, Патрис Мулле, Женевьева Галея, Катрин Рибейро, Барбет Шрёдер, Жан-Луи Комолли
Автор сценария: Жан-Люк Годар, Жан Груо, Роберто Росселлини
Оператор: Рауль Кутар
Жанр: антивоенная трагикомедия
Режиссёр: Жан-Люк Годар

Когда-то Франсуа Трюффо сказал, что любой ан­ти­воен­ный фильм так или иначе прославляет войну, поскольку присутствие камеры на съемочной площадке само по себе эстетизирует кровопролитие. В «Карабинерах» Жан-Люк Годар, похоже, сделал всё возможное, чтобы опровергнуть этот тезис своего соратника по «фран­цуз­ской новой волне». Речь в картине идет о двух малосимпатичных, необразованных и едва ли не умственно отсталых братьях Улиссе и Микеланджело, проживающих в хибаре посреди чистого поля. Здание в запустении, жизнь проходит мимо, но героев это вполне устраивает. И вдруг, как гром среди ясного неба, их дом посещают королевские карабинеры-вербовщики: монарх зовет своих подданных на войну, а взамен обещает массу разных привилегий: право мучить детей, почетную обязанность расстреливать мирных жителей, и, конечно, возможность безнаказанно грабить магазины и частные дома. Такие условия братьям вполне по душе, и они ввязываются в авантюру, которая в результате приведет каждого к бесславному концу…

Для военного кино «Карабинеры» стали тем же, чем «На последнем дыхании» для гангстерского фильма. Сцены насилия перемежаются кадрами военной хроники, отрывками из написанных в разные эпохи писем французских солдат и цитатами из Ленина и Маяковского. И, естественно, Годар не был бы Годаром, если бы не привнес в картину свое неповторимое художественное видение и иронию, выраженную не через слова или ситуации, а посредством сугубо кинематографических приемов: монтажа, ракурса или неожиданной смены позитива на негатив (выглядящий, как грязь на све­же­вы­кра­шен­ной стене, черный салют победы на фоне белого неба стоит нескольких десятков «Зеленых беретов» или «Черных ястребов»). Впрочем, следует заметить, что лента придётся по душе главным образом любителям нестандартных удовольствий «для ума». Сентиментальным натурам лучше всего пересмотреть «Атаку легкой кавалерии» или «Тонкую красную линию».

* Фильм посвящен памяти Жана Виго.

Оценка: 9.5/10