«Маргаритки», режиссёр Вера Хитилова
Маргаритки
Sedmikrasky (Чехословакия, 1966 г. )
В ролях: Ивана Карбанова, Житка Церхова, Марие Цескова, Ирина Мыскова, Марцела Брезинова, Юлиус Альберт
Авторы сценария: Вера Хитилова, Эстер Крумбахова, Павел Юрачек
Авторы сценария: Вера Хитилова, Эстер Крумбахова, Павел Юрачек
Оператор: Ярослав Кучера
Жанр: абсурдистская арт-фантазия
Жанр: абсурдистская арт-фантазия
Режиссёр: Вера Хитилова
Этот экспериментальный фильм чешского режиссера Веры Хитиловой, снятый в 1966 году, за два года до Пражской весны, был запрещен чешскими властями в связи с инновационностью съёмки. Со временем фильм стал одним из ключевых произведений Чешской новой волны 60-ых годов, получил престижную Гран-при Бельгийской ассоциации кинокритиков. В основе повествования история двух юных девушек – двух Марий, которые, желая соответствовать окружающему их, испорченному миру, проводят время в нехитрых увеселениях – обманывают ожидания кавалеров, играют и вертят ими, набивают животы, бьют посуду и рушат банкетные залы. Однако попытки выхода за рамки социальных норм и условностей возвращают героинь к началу: кто они и что с ними будет.
Эпатаж, провокации, мир на границе существования и вымирания человеческих ориентиров и ценностей, сюрреалистические, абсурдистские мотивы, юмор, ритм дробного монтажа отражает специфику фильма Веры Хитиловой. Режиссёр открывает свой фильм темой греховности женского, позволив юным героиням вкусить плоды с дерева, напоминающего дерево познания Добра и Зла. Вкушение плодов станет ключевым мотивом фильма.
Кульминационная сцена в банкетном зале показывает, как сначала играюче, однако с какой жадностью девушки набивают животы – и становится ясно, что еда – способ притушить ощущение растерянности от трагизма мира, заполнить зияющую пустоту и подтвердить факт своего существования. Аллегорическая история двух блистательных в жажде разрушения «маргариток», завершающаяся документальным кадром взрыва атомной бомбы – такова красочная феерия Хитиловой. Попытка уйти за пределы порядочности проявляется в языке, в том числе, как в главном инструменте принуждения. В одной из сцен «бабочки» забывают даже значения слов, отвечая друг другу невпопад.
Оценка: 8.5/10