«Фотоувеличение», режиссёр Микеланджело Антониони
Фотоувеличение
Blowup (Великобритания, Италия, США, 1966 г. )
В ролях: Дэвид Хеммингс, Ванесса Редгрейв, Сара Майлз, Джон Касл, Джейн Биркин, Джиллиан Хиллс, Питер Боулз, Верушка фон Лендорф
Авторы сценария: Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Эдвард Бонд
Авторы сценария: Микеланджело Антониони, Тонино Гуэрра, Эдвард Бонд
Оператор: Карло Ди Пальма
Жанр: экзистенциальная притча с элементами детектива
Режиссёр: Микеланджело Антониони
Жанр: экзистенциальная притча с элементами детектива
Режиссёр: Микеланджело Антониони
Фильм был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1967 года.
«Фотоувеличение» начинается с показа утреннего распорядка дня молодого и успешного лондонского фотографа — Томаса (в исполнении Дэвида Хеммингса). Выйдя рано утром из ночлежки, где он, переодевшись бродягой, делал снимки, он возвращается к себе в студию, где его ждут модели для съёмок. Первой он проводит сессию с девушкой, которую играет знаменитая Верушка фон Лендорф, и кадр из этой съемки размещён на афише фильма. Затем, чтобы убить время, ожидая открытия антикварного магазина, Томас отправляется в близлежащий парк, где делает снимки. Его привлекает одна пара (мужчина и молодая женщина), и он скрытно фотографирует её. Заметив Томаса, женщина (в исполнении Ванессы Редгрейв) начинает преследовать его, пытаясь отобрать фотоаппарат и требуя вернуть ей плёнку. Мужчина, тем временем, исчезает.
Фильм снят по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола».
Женщина, однако, подстерегает его возле дома, и, продолжая требовать отдать ей пленку, вызывает у Томаса интерес своей необычной внешностью и аристократичностью манер. Он отдает ей другую пленку под видом настоящей, просит оставить ему телефон и отпускает. Затем проявляет сделанные в парке снимки и, находя некоторые странности, замечает при фотоувеличении, что в кустах за штакетником притаился неизвестный с пистолетом, а на другом снимке — что-то похожее на лежащее в кустах тело. Пытаясь позвонить по номеру, оставленному ему Джейн, он обнаруживает, что такого номера не существует. Вернувшись в парк под вечер, Томас обнаруживает там тело запечатлённого на снимке мужчины: очевидно, он был застрелен сразу после свидания.
Это первый из английских фильмов, в котором была целиком показана обнажённая женская натура.
Параллельно в фильме разворачивается панорама «свингующего Лондона» 1960-х годов с его гедонистической одержимостью модой, музыкой и молодостью. Недаром рассказ Кортасара был существенно изменён, подчинившись идее Антониони показать тогдашний Лондон, как он представлялся самому режиссёру. В заключительной сцене Томас вновь возвращается на место преступления, но тело там уже отсутствует. Он замечает группу мимов, которые беззвучно изображают игру в теннис. Поборов своё недоумение, он включается в игру — и в кадре становится слышен звук теннисного мячика. А вскоре после этого фигура героя исчезает из кадра, как будто её там и не было, — перед зрителем предстаёт пустой зелёный газон.
Антониони не устроил цвет травы в парке Мэрион и по его указанию она была подкрашена зелёной краской.
В фильме небольшие роли сыграли различные люди, как известные к 1966 году, так и получившие известность позже. Наиболее известное камео исполнила рок-группа The Yardbirds, которая сыграла песню «Stroll On» в ночном клубе ближе к концу фильма. В то время как Кит Рельф поёт, Джимми Пейдж и Джефф Бек играют на гитарах по обе стороны от него и Криса Дрэя. В ночном клубе можно заметить скучающего в толпе Майкла Пейлина, в будущем участника комик-группы Монти Пайтон.
Для того чтобы пройти цензурные ограничения и выпустить фильм на экраны, студия Metro-Goldwyn-Mayer создала подставную компанию Premiere Productions, на которую не накладывались ограничения цензоров. Таким образом, фильм вышел без купюр, а MGM удержала все права на него.
Оценка: 10/10