Жорж Мейер, Яков Протазанов и Лев Толстой
«Москва под снегом». Режиссер Жорж Мейер. 1908 год
Французский оператор немецкого происхождения известен во всем мире под своим настоящим именем — Жозеф Луи Мундвиллер (1886–1967). Однако в России, где Мундвиллер проработал с 1907 по 1914 год, он взял псевдоним Жорж Мейер, под которым и вошел в русскую историю. Перед тем как оказаться в России, Мейер сотрудничал в качестве оператора с французской компанией Pathé, а в 1907-м его пригласили в Санкт-Петербург в качестве консультанта по киносъемке для придворных фотографов.
Два года спустя Мейер устроился в российское отделение Pathé, для которого поначалу снимал короткие видовые картины. Затем он познакомился с режиссером Василием Гончаровым, вместе с которым снял для Pathé несколько художественных фильмов по русской классике. Став одним из самых востребованных операторов дореволюционной России, Мейер поступил на работу в торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт» — крупную российскую кинокомпанию, для которой он снял несколько больших художественных фильмов. В 1909 и 1910 году Мейер ездил ко Льву Толстому и запечатлел его в нескольких роликах, а затем как оператор снял в 1912-м «Уход великого старца» — художественный фильм режиссера Якова Протазанова о последних днях жизни Толстого.
«Уход великого старца». Режиссер Яков Протазанов. 1912 год
Несмотря на востребованность и большой вклад в формирование русской операторской школы, в 1914 году, после начала Первой мировой, Мейера выдворили из страны. Причиной послужили его немецкие корни: это считалось неблагонадежным. Мейер в итоге оказался во Франции, где продолжил операторскую карьеру, как минимум один раз вернувшись к русской классике: в 1934 году он снял фильм «Преступление и наказание», поставленный французским режиссером Пьером Шеналем.