Чтение

[Книги][list]

КиноВоид представляет

[КиноВоид][threecolumns]

Уроки

[Уроки][list]

Любимые фильмы

[ЯЛюблюЭтотФильм][twocolumns]

Интервью

[Интервью][grids]

Статьи

[Статьи][twocolumns]

Цитаты, Мысли

[Мысли][bsummary]

«Стратегия паука», Режиссёр Бернардо Бертолуччи

Стратегия паука
Strategia del ragno (Италия, 1970г.)

В ролях: Джулио Броджи, Алида Валли, Пиппо Кампанини,
Франко Джованелли, Тино Скотти, Аллен Миджетте
Авторы сценария: Бернардо Бертолуччи, Эдуардо Де Грегорио,
Марилу Паролини
Операторы: Франко Ди Джакомо, Витторио Стораро
Жанр: философская драма
Режиссёр: Бернардо Бертолуччи

Этот фильм Бернардо Бертолуччи снят по мотивам рассказа Хорхе Луиса Борхеса «Тема предателя и героя».  По словам режиссёра, в «Стратегии паука» он рассматривает те же темы, что и в снимавшемся почти одновременно «Конформисте»: психологические истоки фашизма, вторжение прошлого в настоящее, двойничество отца и сына, героизация предательства. В начале рассказа Борхес замечает, что описываемые события могли произойти где угодно: «допустим, это было в Ирландии». Действие фильма Бертолуччи, наоборот, неразрывно связано с местом действия. Место действия — итальянский регион Эмилия-Романья, там, где родился фашизм. Съёмки велись на безлюдных улочках ренессансного города Саббьонета. В фильме город назван именем древнеирландской столицы — Тара.

Первые кадры фильма напоминают «Прибытие поезда» братьев Люмьер. Атос Маньяни выходит из поезда на местной станции, чтобы выяснить подробности смерти отца (его играет тот же актёр). Он попадает на улицу имени своего отца, где установлен его бюст. Надпись гласит, что старший Атос Маньяни — герой антифашистского движения, «подло убитый» фашистами в 1936 году. Полный стариков город, кажется, застыл во времени; он по-прежнему питается жизненной силой павшего героя; все вокруг говорят только о нём.

Расследование приводит молодого Атоса в дом подруги отца по имени Дрейфа. Она помогает ему разыскать трёх ближайших товарищей отца по антифашистскому движению. Их показания разнятся на манер «Расёмона». Учащаются флешбэки, в которых отца всё труднее становится отличить от сына, прошлое — от настоящего. Сын всё более идентифицирует себя с отцом.


В конце концов на поверхность выступает истина. Атос-старший с друзьями готовили покушение на Муссолини. Диктатор должен был быть убит в местном театре на представлении «Риголетто» (музыка из которого сопровождает весь фильм). Атос-старший тайно выдал заговорщиков местным фашистам. Друзья решили расквитаться с ним и приговорили его к смерти. Тот предложил инсценировать его убийство фашистами в том же самом театре, чтобы его имя стало знаменем антифашистской борьбы. Предательство Атоса-старшего удалось скрыть от окружающих, и для новых поколений он стал обожаемым символом благородства, борцом за идею.

Подобие сына с отцом проявляется в том, что младший Маньяни не решается открыть горожанам правду. Героическая иллюзия для него дороже неприглядной истины. Он собирает чемодан и отправляется на железнодорожную станцию, чтобы покинуть застывший во времени город. Однако поезд не приходит, и рельсы поросли травою. Атос-младший оказывается пленником Тары, той паутины, которую сплёл его отец, — паутины, в которой истина неотличима от лжи.

Кинокритики видят в фильме высказывание молодого режиссёра, ещё находившегося под влиянием Пазолини, на тему принципиальной вымышленности любого историко-идеологического нарратива. Мало того, что история — по своей природе вымысел, одного осознания лжи недостаточно для преодоления её последствий. Для Роджера Эберта основной вопрос фильма — «что важнее, кто мы есть на самом деле или то, за кого принимают нас люди?» Режиссёр не спешит дать ответ на этот вопрос.

Темы двусмысленности, непрояснённости, неразрешимости выявляются при помощи кинематографической формы. Оператор Витторио Стораро методично стирает различия между светом и тенью, между днём и ночью, между прошлым и настоящим. В довоенном прошлом и в настоящем героев изображают одни и те же актёры. Рядом с нестареющим Героем его товарищи кажутся развалинами. Киновремя, таким образом, оказывается застывшим на месте.

Оценка: 9/10