«Замужество Марии Браун» (9.5/10)
Die Ehe der Maria Braun
Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер.
В главных ролях: Ханна Шигулла, Клаус Лёвич, Иван Десни, Гизела Улен.
Жанр: драма.
Страна: Германия (ФРГ).
Год: 1979. Продолжительность: 01:59.
История Ханны Шигуллы и Райнера Вернера Фассбиндера давно уже является частью истории кино. В 1969–1980 годах выходит более десяти их совместных фильмов. Шигуллла исполняла роли подружек гангстеров, служанок, певичек из ночных клубов. О Шигулле и Фассбиндере писали как о национальных героях.
Все фильмы Фассбиндера так или иначе отражают историю прошлого и настоящего, блеск и нищету общества, карьеру людей и её крушение. За это его часто называют «немецким Бальзаком». Свою режиссёрскую стратегию он строил на трёх элементах: драматургия, актёр, предметная среда.
Фильм «Замужество Марии Браун» — первая часть трилогии (за ней последовали «Лола» в 1981-м и «Тоска Вероники Фосс» в 1982-м), посвящённой послевоенному периоду истории Германии и следующему за ним времени «экономического чуда», так называемой «эпохи Аденауэра». Фасбиндер хотел показать извращённость развития Германии, сумевшей преодолеть бесчисленные материальные трудности, но растратившей свои духовные ценности и гуманистические идеалы. «Я ищу в себе, где же я сам — в истории моей страны, поскольку я — немец», — говорил Райнер.
Идея фильма пришла из нереализованного телепроекта «Браки наших родителей», который Фассбиндер готовил вместе с Александром Клюге. Почти весь фильм был снят в городе Кобург; для съёмки первой и заключительной сцен вся группа переехала в Берлин. Во время съёмок Фассбиндер часто принимал кокаин и конфликтовал с продюсером Михаэлем Фенглером. По предварительной договорённости режиссёр должен был получить 50 % доходов от фильма, однако Фенглер перепродал права на дистрибуцию таким образом, что доля Фассбиндера упала до 15 %. Длительные творческие отношения между продюсером и режиссёром были расторгнуты, финансовые разногласия выплеснулись в затяжной судебный процесс.
Фассбиндер заставлял монтировать фильм таким образом, что каждый следующий кадр появлялся на десятую долю секунды позднее против ожидаемого, чем достигалось особое впечатление «пластической тягучести» изображения. В фильме скрупулёзно воссозданы декорации и костюмы послевоенной Германии, а выверенное освещение и простроенные мизансцены наводят на мысль о театральной постановке. Звучит музыка послевоенного времени, включая две известнейшие композиции Гленна Миллера — «В настроении» (In the Mood) и «Серенада лунного света» (Moonlight Serenade). Исходная сценичность рассказа о Марии Браун позволила перенести его на театральные подмостки.
Награды:
- Берлинский кинофестиваль, 1979 год: Серебряный Медведь за лучшую женскую роль (Ханна Шигулла), Серебряный Медведь за выдающиеся персональные достижения, Приз газеты Berliner Morgenpost.
Смотреть фильм "Замужество Марии Браун":