«Фицкарральдо», Режиссёр Вернер Херцог
«Фицкарральдо» (10/10)
Fitzcarraldo
Режиссер: Вернер Херцог.
В главных ролях: Клаус Кински, Клаудия Кардинале, Жозе Левгой.
Жанр: историческая драма.
Страна: Германия (ФРГ), Перу.
Год: 1982. Продолжительность: 02:37.
Этот безумный, эпический по размаху фильм баварского режиссера Вернера Херцога основан на реальных событиях. Прототип Фицкарральдо - ирландец Брайан Суини Фицджералд, живший в начале XX века. Влюблённый в голос Энрико Карузо, он отправляется на поиски каучуковой плантации, чтобы разбогатеть и построить оперный театр в Богом забытой амазонской деревушке Икитос. Сумев уговорить враждебное племя индейцев, Фицкаррадьдо принимает решение обойти опасный участок по другой реке, а затем в месте близкого соприкосновения их русел перетащить судно по земле из одной реки в другую. Однако Фицкаррадьдо не принимает в расчёт менталитет индейцев. Они воспринимают корабль и его самого сквозь призму своих верований и усматривают в происходящем возможность усмирить «контролирующих» пороги демонов. В конце концов, миссия "белого человека" терпит крах. Но вернувшись в Икитос, безумный любитель оперы преисполнен решимости когда-нибудь всё равно добиться своего, поскольку он уже доказал, прежде всего, самому себе, что считавшееся абсолютно невозможным действительно возможно.
Интересно, что настоящий корабль Фитцджеральда весил 28 тонн, а корабль, построенный режиссером Херцогом — 328, причём в съёмках принимали участия 2-а абсолютно одинаковых судна. Потрясающая сцена медленного переваливания корабля через разделяющий реки холм снята без каких-либо спецэффектов, с применением хитроумных инжерных приспособлений. Вернер Херцог стремился к тому, чтобы зритель физически ощутил масштаб происходящего, и это ему полностью удалось. Более того: эпизод с порвавшимся канатом, когда уже преодолевшее часть пути судно вдруг начинает скользить обратно, вниз, отражает собой реально возникшую во время съёмок ситуацию.
Интересно, что настоящий корабль Фитцджеральда весил 28 тонн, а корабль, построенный режиссером Херцогом — 328, причём в съёмках принимали участия 2-а абсолютно одинаковых судна. Потрясающая сцена медленного переваливания корабля через разделяющий реки холм снята без каких-либо спецэффектов, с применением хитроумных инжерных приспособлений. Вернер Херцог стремился к тому, чтобы зритель физически ощутил масштаб происходящего, и это ему полностью удалось. Более того: эпизод с порвавшимся канатом, когда уже преодолевшее часть пути судно вдруг начинает скользить обратно, вниз, отражает собой реально возникшую во время съёмок ситуацию.
Первоначально планировалась, что роль помощника Фицкарральдо сыграет Мик Джаггер. Однако мировое турне помешало ему сниматься, и тогда Вернер Херцог выбросил эту роль из сценария. В главной роли должен был сниматься Джейсон Робардс, но и этот замысел не осуществился: после нескольких уже отснятых сцен актёр заболел, и врачи категорически запретили ему продолжать работать. В разгар работы над фильмом Херцог остался без актера. Неожиданно ему принесли телеграмму: «Если хочешь, можешь ангажировать меня. Клаус Кински». Актёр сумасшедшего теммперамента, самоотверженный в работе, кажется, до беспредельности, он с непокорностью зверя всё-таки подчинялся диктату постановщика. «Херцог — дерьмо, но другие намного хуже» - говорил Кински. Его капризное поведение довело до белого каления не только режиссёра, но и вождя индейцев, который предложил Херцогу убить Кински.
Постановка «Фицкарральдо» была просто личным подвигом немецкого режиссёра, триумфом его воли и страсти. Херцог начал съёмки картины ещё в 1979 году и несколько раз их останавливал по разным причинам — всё это отражено в документальной ленте «Бремя грёз». Несмотря ни на что, картина «Фицкарральдо» была закончена в тяжелейших условиях джунглей Амазонки, в глубине непроходимых районов Перу и Эквадора. Ни один из фильмов Херцога не пронизан такой безоглядной и упорной верой в могущество человека над самим собой и миром. Он утверждает высокую миссию искусства, которое способно преображать людей, будь то голос Карузо или же сновиденчески воздействующий зримый образ вечно меняющейся и по-прежнему неизменной природы.
Награды: Каннский кинофестиваль, 1982: Лучший режиссер (Вернер Херцог), Сан-Себастьян, 1982: Приз Международной Католической организации в области кино (OCIC), Серебряная награда Deutscher Filmpreis за лучший фильм.
Оценка: 10/10
Фильм на КиноПоиске
Оценка: 10/10
Фильм на КиноПоиске