"Зед и два нуля"
«Зед и два нуля» (9.5/10)
A Zed & Two Noughts
Режиссер: Питер Гринуэй.
В ролях: Андреа Ферреоль, Брайан Дикон, Эрик Дикон, Фрэнсис Барбер, Джосс Экленд, Агнес Бруле.
Жанр: эстетская трагикомедия.
Страна: Великобритания, Нидерланды.
Год: 1986. Продолжительность: 01:55.Питер Гринуэй — британский художник, режиссёр, писатель, либреттист, интеллектуал, мыслитель, куратор многочисленных выставок. Стилю фильмов Гринуэя свойственна тщательная проработка каждого кадра. Он превращает фильмы в потоки прекрасных картин, и за подобной эстетикой сюжет и проблематика картин теряют свою доминирующую роль. Но это всё же не совсем так. Сюжеты творений Гринуэя и впрямь часто условны, гротескны, нарочито переусложнены. Но при тщательном рассмотрении во всех них обнаруживается большая продуманность. Проблематика фильмов Гринуэя не только чётко выстроена, но и глубока. Частыми темами творчества Гринуэя являются проблемы соотношения живого и неживого, хаоса и порядка, прекрасного и отвратительного, симметричного и несимметричного. В творчестве Гринуэя происходит смешение различных стилей искусств.
Одним из источников вдохновения для Питера Гринуэя являются географические карты. Карта, как идеальная метафора, всегда поражала его воображение. Среди его работ достаточно много экземпляров картографического искусства. Гринуэй также известен своими парадоксальными заявлениями. Например, он считает, что традиционное кино умерло 31 сентября 1983 года, когда впервые появился пульт дистанционного управления и зрителю стали доступны элементарные возможности интерактивности:
«Я уверен, что традиционное кино сегодня умерло. Синдром «Касабланки», когда зрители собираются в кинотеатрах смотреть очевидный шедевр, способный растрогать всех и каждого, уже невозможен. Мы все ищем новые способы использования киноязыка, мы должны найти новую визуальную оболочку для новых ощущений».
Гринуэй также утверждает, что кино не должно быть повествовательным искусством. В своих работах он пытается создать синтез кино художественного и документального:
«Другой вопрос, что я хочу развивать/разработать такое кино, которое было бы... Ну, как если бы игровой фильм был чем-то вроде эссе. Кино, которое маневрирует/лавирует между концепцией документального и игрового. Между вымыслом и фактами не такая уж и большая разница. И режиссёр может играть на этой территории между ними».
В фильме "Зед и два нуля" близнецы-зоологи, чьи жены погибли в автокатастрофе, снимают на пленку процессы распада живой материи. Таким образом они хотят, подобно Дарвину, докопаться до первооснов природной эволюции. Их общая любовница, потеряв в той же катастрофе одну ногу, расстается и с другой (ради симметрии — чрезвычайно характерный мотив для любящего порядок Гринуэя!). В итоге близнецы совершают самоубийство перед автоматической фотокамерой и предоставляют ей фиксировать свои разлагающиеся тела. Начав как амбициозные "организаторы природы", они кончают ее добровольными жертвами.
В этом фильме есть и другой мотив — увлечение Вермеером, полотна которого один из героев научился подделывать с пугающим перфекционизмом. Искусство — это фальсификация реальности — еще один способ усмирить дикую природу, систематизировать ее, загнать в зоопарк (ZOO — Z и два нуля — по-английски и означают зоопарк). Этим всю жизнь сам занимается Гринуэй, хотя прекрасно знает, что все попытки человека преодолеть свою биологию будут стерты в пыль. Цинизм естествоиспытателя уживается в нем с чисто художественным благоговением и религиозным страхом перед хаосом.