Правила жизни: Луис Бунюэль
♦ Если бы кто-то доказал мне, прямо в эту минуту, что Бог, во всём его сиянии, существует, то это не изменило бы ни единый аспект моего поведения.
♦ Слава
Богу, я всё ещё атеист.
♦ Я
люблю одиночество при условии, что
друзья время от времени заходят ко мне
поговорить о том о сём.
♦ Именем
Гиппократа, доктора изобрели самую
изысканную форму пыток: выживание.
♦ Если
бы объявился Мефистофель и предложил
мне обрести снова то, что называется
потенцией, я бы ему сказал: «Нет, спасибо,
не хочу, но укрепи мою печень и легкие,
чтоб я не умер от рака или цирроза».
♦ Возраст
это что-то не имеющее значения, если вы
не сыр.
♦ Твоя
свобода всего лишь призрак, разгуливающий
по свету в одежде из тумана, ты хочешь
его схватить, а он ускользает, и у тебя
на руках остаются только следы влаги.
♦ Я
ненавижу толпу. Я называю толпой всякое
сборище, где больше шести человек.
♦ Как
большинство глухих, я не очень люблю
слепых.
♦ Бог
и Родина — беспроигрышная парочка, их
рекорд в том, что касается угнетения и
пролитой крови, не побить никому.
♦ "Давайте
станем образованными, станем более
культурными, будем все учёными и
перестанем убивать друг друга". В это
я не верю.
♦ Одно
теперь мне совершенно ясно: наука - враг
человека. Она льстит нашему стремлению
к всемогуществу, которое обрекает нас
на самоуничтожение.
♦ Я
люблю север, холод и дождь. В этом смысле
я настоящий испанец. Родившись в стране,
где очень жарко, я не знаю ничего лучше,
чем огромные влажные леса и туманы.
♦ Дождь
создаёт великие нации!
♦ Жизнь,
лишенная памяти, - не жизнь, человеческий
разум, лишенный возможности выразить
себя, - не разум. Память помогает нам
соединять события, это наш разум, наши
поступки, наши чувства. Без нее мы ничто.
♦ В
нашу память постоянно вторгаются
фантазии и сновидения, и, поскольку мы
подвержены искушению верить в реальность
воображаемого, все кончается тем, что
мы принимаем вымысел за правду. Кстати,
это не имеет столь уж большого значения:
ведь и то и другое проживается нами в
равной степени и в равной степени
индивидуально.
♦ Именно
безумная любовь к снам, удовольствие,
ими порождаемое, без какой-либо попытки
осмыслить содержание, и объясняет моё
сближение с сюрреалистами.
♦ Параноики
подобны поэтам. Они такими рождаются.
♦ По
необъяснимым причинам я всегда считал,
что любовь в чем-то подобна смерти, что
между ними существует какая-то непостижимая
постоянная связь. Я даже попробовал
образно выразить это в «Андалузском
псе»: лицо мужчины, ласкающего груди
женщины, внезапно становится
мертвенно-бледным — не потому ли, что
все свое детство и юность я был жертвой
невиданного подавления половых
инстинктов?
♦ Иногда
я задаю себе вопрос, правда ли, что слепой
счастливее глухого?
♦ Я
люблю мании. О некоторых я иногда
рассказываю. Они могут помочь жить. Мне
жаль людей, у которых их нет.
♦ Я
считаю, что самым важным в создании
фильма является хороший сценарий.
♦ Я
очень люблю Вайду и его фильмы. Мы никогда
не встречались, но однажды, на одном из
Каннских фестивалей, он публично заявил,
что мои первые фильмы побудили его
заняться кинематографом.
♦ Несмотря
на моё отвращение к прессе, я бы с
удовольствием поднимался с могилы
каждый десяток лет, или около того, и
покупал несколько газет. Я не прошу
ничего больше. С газетами под мышкой,
бледный, прижимаясь к стенам, я возвращался
бы на кладбище и там читал бы о несчастьях
мира. После чего, умиротворенный, засыпал
бы снова под надежным покровом своего
могильного камня.
♦ Я
знал одного странного и великолепного
поэта по имени Педро Гарфиас, человека,
который мог две недели искать нужное
прилагательное. -Ты нашел свое
прилагательное?-спрашивали его при
встрече. -Нет, еще ищу,-отвечал он и
задумчиво удалялся.
♦ Вероятно,
все поняли, что я отнюдь не алкоголик.
Большой же частью это просто любимый
ритуал, который не опьяняет, но кружит
голову, приносит успокоение.
♦ Сегодня,
если верить всему, что мне говорят,
любовь отступает в такой же мере, как
вера в бога. Существует опасность ее
полного исчезновения, во всяком случае
в некоторых кругах. Любовь рассматривают
как историческое явление, как иллюзию
из области культуры — ее изучают,
анализируют — и, если возможно, от нее
излечивают.
♦ Воображение
- наша главная привилегия. Необъяснимое,
как и порождающая его случайность...
♦ "Андалусский
пес" родился в результате встречи
моего сна со сном Дали. Позднее я не раз
буду использовать в своих фильмах сны,
отказываясь сообщить им хоть какой-то
рациональный характер и не давая никаких
разъяснений. Однажды я сказал мексиканскому
продюсеру: "Если фильм слишком короток,
я введу в него свой сон". Но он не
оценил моей шутки.
♦ Об
одном я грущу: я не буду знать, что
произойдет в нашем мире после меня, ведь
я оставляю его в состоянии движения,
словно посреди чтения романа, продолжение
которого еще не опубликовано. Мне
кажется, что прежде люди не испытывали
такого любопытства к тому, что будет
после их смерти, во всяком случае, оно
не было таким сильным. Ведь мир так
медленно менялся.