«Константа», Режиссер Кшиштоф Занусси
«Константа» (8/10)
Constans
Режиссер: Кшиштоф Занусси.
В ролях: Тадеуш Брадецкий, Зофья Мрозовска, Маргарет Софи Стайн, Цезары Моравский.
В ролях: Тадеуш Брадецкий, Зофья Мрозовска, Маргарет Софи Стайн, Цезары Моравский.
Жанр: экзистенциальная драма.
Страна: Польша.
Год: 1980. Продолжительность: 01:35.
Страна: Польша.
Год: 1980. Продолжительность: 01:35.
Кшиштоф Занусси, одна из главных фигур в современном польском
кинематографе, всегда занимал в нем особое место. Его фильмы не были ангажированными политически (как фильмы Анджея Вайды) или социально (как ранние картины Кшиштофа Кесьлёвского). Но его гражданская и общественная позиция при этом легко вычитывались (например, из «Защитных цветов»). Он не снимал масштабных экранизаций, как Ежи Гоффман, однако его «камерные» драмы приобретают универсальное значение и без эпического размаха. Его фильмы всегда говорили о некоем особом мире. Точнее, о двух мирах. В одном текла обычная жизнь с ее иногда необычными проблемами, в другом —решались вопросы жизни и смерти, правды и свободы.
кинематографе, всегда занимал в нем особое место. Его фильмы не были ангажированными политически (как фильмы Анджея Вайды) или социально (как ранние картины Кшиштофа Кесьлёвского). Но его гражданская и общественная позиция при этом легко вычитывались (например, из «Защитных цветов»). Он не снимал масштабных экранизаций, как Ежи Гоффман, однако его «камерные» драмы приобретают универсальное значение и без эпического размаха. Его фильмы всегда говорили о некоем особом мире. Точнее, о двух мирах. В одном текла обычная жизнь с ее иногда необычными проблемами, в другом —решались вопросы жизни и смерти, правды и свободы.
Именно в фильмах Занусси появились неизвестные в польском кино герои, которые размышляют о смысле жизни, ставят вопросы о сути добра и зла, думают о метафизических границах нашей судьбы. Каждым новым фильмом он старался поставить вопрос, на который нет ответа. Его всегда интересовал человек. Человек, который является мерой всего. Если Вайда чувствует себя лучше всего, моделируя массы, то Занусси наоборот — формируя человека, пробуя определить его место в обществе, в системе обязательных ценностей и норм.
Главный герой картины "Константа" — Витольд, альпинист, после службы в армии, устраивается на работу в фирму, организующую международные выставки и мечтает заработать для организации экспедиции в Гималаи на место гибели своего отца. Однако в его жизни есть один постоянный фактор — его константа — это «умение» постоянно оказываться в неправильном месте в неправильное время. Столкнувшись с коррупцией, и не желая участвовать в этом, он становится жертвой подлога и теряет работу, а также мечту об экспедиции в Гималаи.
В фильме «Константа» горы и музыка представляют собой очень важный пункт соотношения для рассказываемой истории. Они являются знаком тоски героя не только по большим приключениям, но и по высшим ценностям. Занусси показывает мир отвратительный, серый, обезличенный, мир казарменных спальных районов, мир никаких людей с невыразительными лицами. И от такой реальности можно только убежать в горы—оазис одиночества и свободы, общения с неиспорченной природой.
Награды:
- Каннский кинофестиваль, 1980 год: Приз жюри, Приз экуменического (христианского) жюри.