«Ребекка», Режиссер Альфред Хичкок
«Ребекка» (9.5/10)
Rebecca
Режиссер: Альфред Хичкок.
В ролях: Лоуренс Оливье, Джоан Фонтейн, Джордж Сэндерс, Джудит Андерсон.
В ролях: Лоуренс Оливье, Джоан Фонтейн, Джордж Сэндерс, Джудит Андерсон.
Жанр: триллер.
Страна: США.
Год: 1940. Продолжительность: 02:10.
Страна: США.
Год: 1940. Продолжительность: 02:10.
Лесбийский мотив в фильме
«Ребекка» была тщательно исследована Production Code Administration в аспекте её соответствия Кодексу Хейса на предмет наличия в фильме лесбийского подтекста и благополучно прошла проверку. Однако присутствие в фильме лесбийского мотива подтверждается как исследователями кино, так и лесбийской аудиторией. Запрет на открытый показ на экране тех или иных склонностей на самом деле дал дополнительную возможность обнаружить эти склонности. Завуалированный смысл погружён на более глубокие уровни киноматериала, нужный образ создаётся из отдельных деталей и требует активного соучастия зрителя в истолковании. Представление заменяется на представимость. Иногда способом показать персонажа с нетрадиционной ориентацией становился намеренный отказ от его показа как такового, персонаж «жил» лишь в воспоминаниях прочих героев. Схожий приём использован и в «Ребекке», когда титульная героиня, объект страсти экономки имения, миссис Денверс, попросту отсутствует в фильме. Таким образом, запретные отношения искоренены в самом зародыше, они, казалось бы, невозможны в принципе по причине отсутствия одной из сторон, что обеспечивает прохождение цензуры. Однако это не избавляет от возможностей толкования, напротив, служит ключом к пониманию.
Отсутствие Ребекки может интерпретироваться именно как нарочитое подчёркивание отсутствия лесбианизма, что особенно заметно в
сравнении с замечанием Дэвида Селзника, продюсера фильма: «Мы не допустим сексуальных извращений, даже предполагаемых». Миссис Денверс наделена типичным «лесбийским» набором стереотипных черт, характерным для периода американского кинематографа, начиная с 1920-х годов: брутальный тип женщины, злодейка по сюжету, брюнетка, постоянно облачённая в закрытую тёмную одежду. Весь её облик не вызывает и намёка на сочувствие, и даже её одержимость направлена на уже мёртвого человека. Именно все эти черты и выдают в ней то, что открыто в сюжете не озвучивается. Лесбийские наклонности миссис Денверс столь же очевидны, как и ориентация мисс Холловей, героини другого классического фильма этого времени "Незваные". Гомосексуальность самой Ребекки остаётся вопросом открытым и среди исследователей нет относительно её единого мнения. Но роль Ребекки как объекта женской страсти очевидна.
Отсутствие Ребекки может интерпретироваться именно как нарочитое подчёркивание отсутствия лесбианизма, что особенно заметно в
сравнении с замечанием Дэвида Селзника, продюсера фильма: «Мы не допустим сексуальных извращений, даже предполагаемых». Миссис Денверс наделена типичным «лесбийским» набором стереотипных черт, характерным для периода американского кинематографа, начиная с 1920-х годов: брутальный тип женщины, злодейка по сюжету, брюнетка, постоянно облачённая в закрытую тёмную одежду. Весь её облик не вызывает и намёка на сочувствие, и даже её одержимость направлена на уже мёртвого человека. Именно все эти черты и выдают в ней то, что открыто в сюжете не озвучивается. Лесбийские наклонности миссис Денверс столь же очевидны, как и ориентация мисс Холловей, героини другого классического фильма этого времени "Незваные". Гомосексуальность самой Ребекки остаётся вопросом открытым и среди исследователей нет относительно её единого мнения. Но роль Ребекки как объекта женской страсти очевидна.
Интересные факты:
- «Ребекка» — экранизация одноимённого романа Дафны Дюморье.
- В отличие от большинства своих фильмов Альфред Хичкок не принимал участия в написании сценария данной картины.
- Внимательный зритель может заметить, что на протяжении всего фильма миссис Дэнверс скорее скользит, чем ходит. Именно такого эффекта добивался режиссер, стараясь показать миссис Дэнверс исключительно с точки зрения миссис Де Винтер (Джоан Фонтейн).
- Как и в книге, зритель так и не узнает имени миссис Де Винтер.
- Лоуренс Оливье хотел, чтобы Вивьен Ли сыграла миссис Де Винтер. Однако роль досталась Джоан Фонтейн. На протяжении всего периода съёмок Лоренс относился к ней крайне враждебно и недружелюбно. После того как это заметил Альфред Хичкок, он попросил съёмочную группу относиться к ней точно также. Таким образом, режиссер постарался добиться от актрисы максимальной застенчивости и неуверенности, что требовалось от её героини.
- На роль миссис Де Винтер рассматривалось около 20 актрис, среди которых были Маргарет Саллаван, Энн Бакстер, Вивьен Ли, Лоретта Янг, Морин О’Хара.
- «Ребекка» стала первым голливудским фильмом Альфреда Хичкока и его единственной картиной, которая выиграла премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм года».
- Альфреда Хичкока можно заметить в сцене, где Джек Фавелл звонит по телефону незадолго до окончания фильма.
Награды:
- 1941 — Премия «Оскар»: Лучший фильм, Лучшая работа оператора (Джордж Барнс).