«Жить», Режиссер Акира Куросава
«Жить» (10/10)
Ikiru
Режиссер: Акира Куросава.
В главных ролях: Такаси Симура, Синити Химори, Харуо Танака, Минору Чиаки.
Жанр: экзистенциальная драма.
Страна: Япония.
Год: 1952. Продолжительность: 02:23.
Кинофильм Акиры Куросавы, вдохновлённый повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича», до сих пор остаётся одним из лучших драматических фильмов в истории кинематографа. Главный герой — Kандзи Ватанабэ, начальник отдела городской управы, узнавший о скорой кончине, узнавший о равнодушии близких, узнавший, что жизнь его была пустой, скучной и бесполезной, впустую потраченной на дурацкой работе, на которой он в течение 30 лет был постоянно чем-то занят, решает, что детская площадка на месте зловонного пустыря — это то, что он оставит этому миру после себя. Слабый, умирающий старик, покорный, бессловесный чиновник становится борцом. Пытаясь противостоять всей системе и бюрократии, через все унижения и даже угрозы жизни пытается протолкнуть оформление бумаг, необходимых для строительства детской площадки. Он торопится успеть сделать действительно что-то стоящее перед своей смертью.
В фильме можно выделить две части, отличающиеся характером повествования. В первой половине фильма в прямой последовательности рассказывается о действиях главного героя после того, как он узнал о своей болезни. Во второй части показаны поминки героя, на которых его сослуживцы делятся своими соображениями о последних месяцах жизни покойного. Из этих отрывочных воспоминаний зритель узнаёт о деятельности Ватанабэ по строительству детской площадки. Обе части предваряются закадровым текстом, который сначала знакомит зрителя с героем, а затем сообщает, что тот скончался. По словам кинокритика Робина Вуда:
"Репутация фильма первоначально основывалась на серьёзности его темы (как человек, которому осталось жить лишь несколько месяцев, находит смысл жизни?), его гуманизме (приверженность Куросавы индивидуальному героизму, открытому в очевидно незначительном и непримечательном человеке), его социальной критике (сатира на бюрократию) и силе и прямоте его эмоционального призыва… «Грубо отёсанная» геометрия, использование рассказчика, резкий разрыв в повествовании и часто разрывающийся монтаж вместе приводят к сильному ощущению отдалённости. Что действительно является замечательным в фильме «Жить» и ключевым в «изюминке» Куросавы — так это способ, при помощи которого эта отдалённость сталкивается со столь же сильной эмоциональной риторикой, вызывая постоянное напряжение между вовлечённостью и дистанцией."
Награды:
- Берлинский кинофестиваль, 1954 год: Специальный приз Берлинского сената.