"Девушка со спичечной фабрики" 8/10
«Девушка со спичечной фабрики» (8/10)
Tulitikkutehtaan tyttö
Режиссер: Аки Каурисмяки.
В главных ролях: Кати Оутинен, Элина Сало, Эско Никкари, Веса Вьерикко.
В главных ролях: Кати Оутинен, Элина Сало, Эско Никкари, Веса Вьерикко.
Жанр: экзистенциальная драма.
Страна: Финляндия, Швеция.
Год: 1990. Продолжительность: 01:08.
Страна: Финляндия, Швеция.
Год: 1990. Продолжительность: 01:08.
«Ставить «Девушку» было чрезвычайно легко, она была снята за пару недель где-то на заднем дворе в центре Хельсинки, с тремя актерами — более или менее в пределах обычного рабочего дня». Аки Каурисмяки
Некрасивая Ирис работает на конвейере на спичечной фабрике. Все деньги она отдает матери и отчиму, и ее единственным развлечением является местная дискотека, где ее никто не приглашает танцевать. Лишь однажды она делает попытку разорвать этот порочный круг - покупает розовое платье, знакомится с мужчиной и проводит с ним ночь, но все завершается беременностью и лишь новой цепью унижений и оскорблений. После этого терпение Ирис лопается и она хладнокровно и жестоко мстит всем своим обидчикам...
«Несколько лет назад много писали о том, что в финском кино нет хороших историй. Я ответил, что фильм можно сделать о чем угодно, хоть о спичках. Откуда они берутся, где их делают? Без сомнения на спичечной фабрике. Кто их делает? Возможно, молодая женщина. Куда она идет после работы? Наверное, домой. И что она там видит? Может быть, мерзкого отчима. Это была основа, по которой мы сняли начальные сцены. А потом мне пришла в голову идея использовать сказку Ганса Христиана Андерсена. Я не нашел нигде книгу его сказок, поэтому доверился своей памяти о том, что мне читали, когда мне было четыре года». Аки Каурисмяки
«Девушка со спичечной фабрики» завершает «пролетарскую трилогию» Аки Каурисмяки, начатую фильмами «Тени в раю» (1986) и «Ариэль» (1988). Название фильма отсылает к рассказу Г. Х. Андерсена «Девочка со спичками» (рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом). Как вспоминает режиссёр, в припадке человеконенавистничества ему пришла в голову идея снять фильм настолько медленный, что в сравнении с ним Робер Брессон показался бы создателем боевиков.
Замедленный ход повествования, крайний минимализм диалогов помогают прочувствовать однообразность рабочих будней. Как и в фильме «Гамлет идёт в бизнес», образная система фильма — конвейер по производству спичек в первых кадрах — указывает на то, что быт героев есть естественное продолжение господствующей системы производства, что именно в ней следует искать корень их бед. В том, что у Каурисмяки общество превращает людей в вещи, в объекты, что все они в той или иной степени жертвы капиталистической системы хозяйствования, кинокритик Джонатан Розенбаум видит влияние Фассбиндера. «Девушку со спичечной фабрики» называют самым беспросветным фильмом Каурисмяки. Подобно братьям Коэнам в голливудском мейнстриме, Каурисмяки фиксирует окружающий мир бесстрастно, реалистично, без сострадания, вынося неутешительный диагноз: выхода нет. Царящая в мире жестокость вызывает ответную реакцию со стороны героини.
«После того как было решено, что фильмов будет три, я построил последний из них таким образом, чтобы он стал заключительной главой. «Девушка со спичечной фабрики» — фильм грустный, но в то же время в некотором смысле благополучный. Его финал — это не печальный конец, по крайней мере, как я это вижу. Девушке удалось освободиться от общества, и это — положительный факт. Меня забавляет реакция зрителей: когда я прошу у тех, кто смотрел фильм, пересказать его содержание, все мне говорят: девушка убила четырех человек и попала в тюрьму. Однако я этого не говорил, я этого не показал... Я вижу все не так: она не совершает ни одного убийства, такая доза крысиного яда не убьет никого, а люди, появляющиеся в конце, которых зритель считает полицейскими, на самом деле — дядя и двоюродный брат девушки, они показывают ей фото новорожденного и везут ее на пикник за город. На основе кадров фильма ни один суд не сможет доказать, что она убивает тех четверых. Это зритель совершает четыре убийства за семьдесят минут и отправляет героиню в тюрьму...» Аки Каурисмяки
Смотреть фильм "Девушка со спичечной фабрики":