«Сказки туманной луны после дождя», Режиссер Кэндзи Мидзогути
«Сказки туманной луны после дождя» (9.5/10)
Ugetsu monogatari
Режиссер: Кэндзи Мидзогути.
В ролях: Матико Кё, Мицуко Мито, Кинуё Танака, Масаюки Мори, Эйтаро Одзава.
В ролях: Матико Кё, Мицуко Мито, Кинуё Танака, Масаюки Мори, Эйтаро Одзава.
Жанр: поэтическая притча.
Страна: Япония.
Год: 1953. Продолжительность: 01:36.
Страна: Япония.
Год: 1953. Продолжительность: 01:36.
Пятидесятые годы стали эпохой бурного расцвета японского кино. Вершиной искусства этих лет было творчество трёх великих режиссёров — Кэндзи Мидзогути, Ясудзиро Одзу и Акиры Куросавы. В их лентах сконцентрировались наиболее яркие черты киноискусства Страны восходящего солнца. Всего Мидзогути снял более восьмидесяти картин. По своему стремлению узнать побольше о человеческой жизни, по своему жизнелюбию он близок к Золя и Бальзаку.
«Искусство находится на тонкой грани между правдой („тем, что есть“) и вымыслом („тем, чего нет“). Оно — вымысел и в то же время не совсем вымысел, оно — правда и в то же время не совсем правда. Лишь на этой грани и родится наслаждение искусством», — считал великий драматург средневековья Мондзаэмон Такамацу, размышляя о театральном искусстве. Эту тонкую грань и искал в своих фильмах Кэндзи Мидзогути.
Вернувшись в деревню после череды передряг и испытаний, тщеславные мужчины бросают заботу о материальном преуспеянии и наконец понимают мудрость женщин, которые призывали их не гнаться за призраком удачи и не покидать домашнего очага.
В «Сказках туманной луны» в полной мере использованы характерные для Мидзогути художественные приёмы — отказ от монтажа (склейки применяются только для соединения сцен) и долгие горизонтальные «планы-свитки» (как, например, переход из комнаты в доме госпожи Вакасы к купанию супругов в бане к их пиршеству на свежем воздухе). Благодаря этим непрерывным планам, как подметил критик М. Трофименков, в художественных координатах фильма «грань между реальностью и волшебством, миром людей и миром духов (далеко не всегда враждебных) не просто проницаема, а не существует вообще».
«Сказки туманной луны после дождя» один из любимых фильмов Андрея Тарковского. Француз Эрик Ромер назвал этот фильм шедевром. «Эту картину должны посмотреть те, кто любит кино, и те, кто к нему безразличен, те, кто увлечён Японией, и те чьи интересы далеки от этой страны».