«Четыреста ударов», Режиссер Франсуа Трюффо
«Четыреста ударов» (9.5/10)
Les quatre cents coups
Режиссер: Франсуа Трюффо.
В главных ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль.
В главных ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль.
Жанр: драма.
Страна: Франция.
Год: 1959. Продолжительность: 01:38.
Страна: Франция.
Год: 1959. Продолжительность: 01:38.
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjpM8t3ASj1S0bHzu693OB2e6Q7TqsgZLiGz5ABuuGWJ5r1W7jZ06jwGK3F2TObfF2yK4K26qt_mevlZTdBKo-HAa95E38Jklq11vgDIjL8aOYx1ZaPjDj9P5fNy8hlsFHvTpQWx60ADwsF/s1600/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0+%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2+4.bmp)
На автобиографическом материале бывший кинокритик воскресил вольный дух кинематографа Жана Виго (1905-34); в одной из сцен прямо цитируется его короткометражка «Ноль за поведение». Режиссёр не требовал от своих юных актёров заучивать роли наизусть и поощрял импровизации. Мировое признание получила актёрская работа 14-летнего Жана-Пьера Лео, который был отобран среди других детей, претендовавших на участие в съёмках, из-за внешнего сходства с режиссёром.
В своё время кинодебют Трюффо воспринимался как манифест техники «камера-перо», подразумевавшей среди прочего свободу от ограничений, налагаемых студийными павильонами и статичной кинокамерой. Камера Трюффо так и норовит выскочить за пределы кадра, она взлетает на уровень крыши и выписывает немыслимые прежде пируэты. Массу подражаний вызвал революционный для своего времени финал, когда главный герой глядит прямо в камеру и на этом кадр застывает.
Премьера фильма в Каннах обернулась настоящим триумфом. Восторженные отзывы о работе молодого режиссёра оставили такие столпы мирового кино, как Карл Теодор Дрейер, Луис Бунюэль, Акира Куросава, Жан Кокто, Анри-Жорж Клузо, Сатьяджит Рай. Шум вокруг фильма обернулся отличными кассовыми сборами. «Новая волна» и её новаторский киноязык оказались в центре внимания мировой общественности. Франсуа Трюффо получил приз как лучший режиссёр. Позже Ассоциация нью-йоркских кинокритиков назвала «400 ударов» лучшим иностранным фильмом года.
По прошествии полувека после премьеры в Каннах фильм «Четыреста ударов» по-прежнему изучается во всех киношколах и числится среди величайших фильмов о детстве.
Герой Трюффо — Антуан Дуанель — тринадцатилетний парижский школьник, мечтатель и непоседа. Родители его постоянно ссорятся друг с другом. Мальчик, лишённый домашнего тепла, часто убегает с уроков вместе со своим приятелем Рене. Однажды он объясняет пропуск занятий тем, что у него умерла мать. Обман раскрыт, но за этим следует целый ряд других «нарушений» — побеги, мелкие кражи. Антуана отправляют в исправительную колонию для малолетних преступников. Юный герой фильма бунтует. Однажды он убегает из колонии и мчится со всех ног к морю, которое никогда не видел. Сбывается заветная мечта Антуана — пробежать босиком по морскому побережью. Хрестоматийные кадры — мальчик, скачущий поперёк мягко накатывающих на песок волн, — завершают картину.
По сюжету — это история злоключений подростка-неудачника, на которого обрушиваются все «четыреста ударов» судьбы. По глубинному смыслу — драма непонимания взрослыми ребёнка. Франсуа Трюффо рассказывает о себе, о переживаниях детства: подростком он сам попал в колонию для маленьких преступников.
Интересные факты:
- Загадочное для нашего слуха название «Четыреста ударов» идентично русской поговорке «пройти сквозь огонь, воду и медные трубы». Выражение происходит от осады Людовиком XIII Монтобана в 1621 году, когда французский король приказал произвести по городу 400 выстрелов из пушек («400 coups de canon»), надеясь посеять ужас в рядах защищавших город протестантов.
- В эпизодах фильма мелькнули будущие знаменитости: Жанна Моро (женщина с собачкой), Жан-Клод Бриали (прохожий), Жак Деми (полицейский). На экране можно увидеть и самого Франсуа Трюффо (служащий аттракциона «Ротор»).
- В дальнейшем Франсуа Трюффо продолжил историю Антуана Дуанеля еще в нескольких фильмах, отследив его судьбу на разных возрастных этапах — в фильмах «Антуан и Колет» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970) и «Ускользающая любовь» (1979). А Жан-Пьер Лео еще дважды появлялся у Трюффо в ролях других героев — в фильмах «Две англичанки и континент» (1971) и «Американская ночь» (1973).
![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEh8r3ZZ5pqtR7GeOmch5c7f-sOu7_jIXlwPualQ3OdDJGqK1SKgCDryIMEQr4B82r_-SpiHQf22rVZvS6Ey4D5NVH5O_2MCeUZ_Ed3fOflQpjYReCLHzBxiNTj6FzlvfwNg3r3U7oTaqYWI/s1600/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0+%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2+3.jpg)