«Гибель богов», режиссёр Лукино Висконти
Гибель богов
La caduta degli dei (Италия, Германия (ФРГ), 1969 г. )
В ролях: Дирк Богард, Ингрид Тулин, Хельмут Грим, Хельмут Бергер, Рено Верле, Умберто Орсини, Райнхард Колльдехофф, Альбрехт Шёнхальс, Флоринда Болкан, Нора Риччи
Авторы сценария: Никола Бадалукко, Энрико Медиоли, Лукино Висконти
Авторы сценария: Никола Бадалукко, Энрико Медиоли, Лукино Висконти
Операторы: Паскуалино Де Сантис, Армандо Наннуцци
Жанр: философская ретро–драма
Режиссёр: Лукино Висконти
Жанр: философская ретро–драма
Режиссёр: Лукино Висконти
«Гибель богов» — кинофреска Лукино Висконти о распаде семейства промышленной аристократии и о событиях, связанных с ночью длинных ножей в третьем рейхе. Фильм имел оглушительный успех в европейском прокате. Он открывает собой «германскую трилогию» Висконти и вереницу артхаусных лент о нацизме и его истоках. После выхода фильма в прокат одни рецензенты поносили его за декадентство и тяжеловесное жонглирование приевшимися литературными реминисценциями, другие — сравнивали с произведениями оперного искусства. По словам одного французского критика, «Гибель богов» — это «шекспировская трагедия, поставленная как опера Вагнера»; другой критик писал, что это история Круппов, увиденная глазами Верди.
Идея снять фильм об истоках нацизма родилась у Висконти из планов переснять «Макбет» на современном историческом материале. Размышляя о возможных соответствиях сюжету шекспировской пьесы в современной истории, он натолкнулся на журнальную статью о семействе Круппов, которое финансировало военную индустрию Третьего рейха. По мере работы над сценарием в сюжет были введены мотивы «Царя Эдипа» (кровосмесительная связь сына с матерью) и «Гамлета» (мстящий матери и её любовнику сын-изгой). История нравственного разложения семейства была переосмыслена как образ «гибели богов» — падения патриархальной Европы с её вековыми культурными устоями.
Вслед за «Гибелью богов» появилось несколько других фильмов, искавших истоки фашизма в сексуальных перверсиях; среди них наиболее известны: «Конформист» Б. Бертолуччи (1970), «Ночной портье» Лилианы Кавани (1974), «Салон Китти» Тинто Брасса (1976). Нарисованный Висконти образ уничтожающей себя изнутри семьи был переосмыслен Фр. Копполой в «Крёстном отце» (1972) и П. Шеро в «Королеве Марго» (1994). Особенно неизгладимое впечатление «Гибель богов» произвела на Фассбиндера, который считал его едва ли не величайшим из всех фильмов и не раз цитировал из него отдельные сцены (например, в «Китайской рулетке»).
Оценка: 10/10