11 любимых фильмов Дэвида Линча
Любимые фильмы американского кинорежиссера Дэвида Линча, создателя сериала «Твин Пикс».
1. Дорога / La Strada
режиссер Федерико Феллини, Италия, 1954 г.
Смотреть онлайн
«Я люблю Феллини. У нас и день рождения совпадает, так что если верить в астрологию...* Его время было совершенно другим, ну и взгляд у него чисто итальянский. Но тут дело в самих его фильмах, в их атмосфере. Они пробуждают воображение. Они такие волшебные, лирические, удивительные и изобретательные. Этот парень уникален. Если бы его фильмы взять и выкинуть, в кинематографе зияла бы огромная прореха. Нет ничего похожего на них даже близко. «Дорога» Феллини — один из моих самых любимых фильмов. Я думаю, любая дорога так или иначе всегда ведет в неизведанное, и это мне нравится. То же самое и с кино - свет гаснет, занавес расходится в стороны и мы отправляемся в путь, не зная, с чем столкнемся на этом пути».
* «Я снимал рекламный ролик в Риме с людьми, работавшими когда-то с Феллини. Сам режиссер тогда лежал в больнице на севере Италии, но мы слышали, что его должны перевезти в Рим. Я спросил коллег: «Как думаете, можно будет его навестить?» «Постараемся устроить», — ответили они. В четверг попасть к нему нам не удалось, удалось в пятницу. Стоял прекрасный теплый летний вечер, около шести часов мы были в палате Феллини. Там сидел еще один человек, с которым был знаком мой спутник, они вышли поговорить. Феллини сидел в маленьком кресле-каталке между двух кроватей. Он взял мою руку, и так мы сидели и беседовали в течение получаса. Я много не спрашивал. Просто слушал его. Он вспоминал прошлое, рассказывал истории. Мне так нравилось сидеть с ним рядом. А потом мы ушли. Это было в пятницу вечером, а в воскресенье он впал в кому, и больше сознание не вернулось к нему».
2. Восемь с половиной / 8 ½
режиссер Федерико Феллини, Италия, 1963 г.
Смотреть онлайн
«Если бы меня спросили, какие фильмы кажутся мне блестящими примерами того, что может режиссура, я, думается, выбрал бы... «8 ½». Я показал бы его студентам, чтобы попробовать понять, каким образом Феллини достиг в кино того же результата, какого достигают некоторые великие художники в абстрактной живописи, внушить эмоции, ничего прямо не говоря и не показывая, почти как в магии. Те, кому мои фильмы не нравятся, делают мне одолжение: они призывают искать новые пути и новых зрителей. Вообще же язык кино говорит больше, чем сюжет или слова. В свое время так до меня дошел фильм «8 ½» Феллини. Правда, сегодня все меньше возможностей прозвучать для других голосов. Если бы Феллини сделал свой фильм в наши дни, он бы просто не имел коммерческого проката».
3. Бульвар Сансет / Sunset Blvd.
режиссер Билли Уайлдер, США, 1950 г.
Смотреть онлайн
«Хотя стиль Билли Уайлдера не похож на феллиниевский, он достиг почти такого же результата, создав своего рода абстрактную атмосферу, в меньшей степени с помощью волшебства, а в большей - благодаря разнообразным стилистическим и техническим придумкам. Тот Голливуд, который он создает на экране, вероятно, никогда не существовал. Но режиссеру удается заставить нас в него поверить и войти в него, как входят в незнакомый мир во сне».
4. Квартира / The Apartment
режиссер Билли Уайлдер, США, 1960 г.
«Бергман, Феллини, Хичкок... все они открывают другой мир - а это самое потрясающее в кино. Но и фильм такого вроде бы бытового плана, как «Квартира» Уайлдера, не менее фантастичен и в то же время обжит мною как зрителем».
5. Персона / Persona
режиссер Ингмар Бергман, Швеция, 1966 г.
Смотреть онлайн
«Я люблю Бергмана, но у него фильмы совсем другие, чем у Феллини. Разреженные. Разреженные сновидения».
6. Час волка / Vargtimmen
режиссер Ингмар Бергман, Швеция, 1968 г.
Смотреть онлайн
7. Окно во двор / Rear Window
режиссер Альфред Хичкок, США, 1954 г.
Смотреть онлайн
«Люблю Хичкока. Его «Окно во двор» сводит меня с ума. Уютная, прохладная комната. Джеймс Стюарт и его гости - Грейс Келли и Тельма Риттер - принимают живое участие в таинственных событиях, разворачивающихся за окном. Это волшебство, и каждый зритель проникается им. Мастерство, с каким Хичкоку удается сотворить настоящий мир во дворе обычного жилого дома. Джеймс Стюарт на протяжении всего фильма не покидает своего кресла. И несмотря на это, мы его глазами видим все, что происходит, благодаря герою Стюарта мы оказываемся включенными в происходящее. Этот фильм демонстрирует великое искусство давать концентрированный образ невероятного события, такого, например, как убийство, и создавать атмосферу исключительно средствами изображения».
8. Мой дядюшка / Mon oncle
режиссер Жак Тати, Франция, 1958 г.
Смотреть онлайн
«Я обожаю этого парня! Весь его стиль, и как он видит вещи. И еще, знаете, он изобретатель - в области изображения, а также звука, хореографии и музыки. И потом эта его детская любовь к своим персонажам, я действительно это чую. Я виделся с его дочерью. Но знаете, я слышал всякие истории, как он умер ожесточившимся человеком и что на самом деле его не больно-то любили на родине. И это меня просто убивает».
9. Каникулы господина Юло / Les vacances de Monsieur Hulot
режиссер Жак Тати, Франция, 1953 г.
Смотреть онлайн
«Я бы обязательно показал студентам «Каникулы господина Юло», чтобы продемонстрировать тот совершенно невероятный взгляд, каким Тати смотрит на общество. В его фильмах видно, насколько глубоко понимал он человеческую сущность и как он при этом любил человека. Хорошо бы научиться делать это так же».
10. Строшек / Stroszek
режиссер Вернер Херцог, Германия (ФРГ), 1977 г.
«Думаю, Херцог тоже один из гениев всех времен, наравне с Феллини, Бергманом, Кубриком и т.д.. Настоящих гениев. Я как-то, будучи в Англии, видел «Строшека» по телевизору. Смотрел не с начала и подумал, что это документальный фильм. Я посмотрел всего пару секунд - и больше не мог оторваться от экрана. Никогда не видел ничего подобного».
11. Лолита / Lolita
режиссер Стэнли Кубрик, США, 1962 г.
«Стэнли Кубрик - один из моих самых любимых режиссеров. В начале моей карьеры он оказал мне большую честь, и это вдохновило меня на дальнейшую работу. Я тогда снимал «Человека-слона» на студии Lee International Studios в Англии. Однажды в холле ко мне подошел мой продюсер Джонатан Сэнгер в компании сотрудников Джорджа Лукаса. «Они хотят кое-что рассказать», - сказал Сэнгер. Они начали: «Дэвид, вчера мы ездили на студию Elstree Studios и встретили там Кубрика. Он пригласил нас посмотреть его любимый фильм, мы с радостью согласились». Оказалось, он показал им «Голову-ластик». Я понял, что теперь могу спокойно умереть.
Мне нравятся все фильмы Кубрика, но больше всего, пожалуй, «Лолита». Мне нравится мир этого фильма. Нравятся персонажи. Нравится игра актеров. Джеймс Мейсон в этом фильме превзошел сам себя».
Использованные источники
1. «Дэвид Линч. Интервью: беседы с К.Родли». М., Азбука-классика, 2009 г.
2. «Дэвид Линч: Как поймать большую рыбу. О медитации, сознании и творчестве», «Искусство кино», 2008 г., №8
3. «Дэвид Линч: «Режиссер - это хозяин», «Искусство кино», 2000 г., №1
4. Плахов А., «Дэвид Линч. В поисках внутренней свободы». «Аргументы и факты», 27 сентября 2006 г.
5. Плахов А., «Дэвид Линч: фильм - это анекдот, и его нельзя разъяснять». Газета «Коммерсантъ», №170 (3501), 13 сентября 2006 г.
6. «Экран и сцена», №47, декабрь, 2001 г.
7. Долин А., «Дэвид Линч: «Идеи – это дары свыше». «Московские новости», №36, 22 сентября 2006 г.
8. «David Lynch picks five films for AFI Fest», latimesblogs.latimes.com, 26 октября 2010 г.
Оригинал: http://distantlight.tv/index.php/ru/zritel-dnya/item/101-58_david_lynch.html