«Покаяние», Режиссер Тенгиз Абуладзе
«Покаяние» (9/10)
Режиссер: Тенгиз Абуладзе.
В главных ролях: Автандил Махарадзе, Ия Нинидзе, Зейнаб Боцвадзе, Кетеван Абуладзе.
Жанр: социально-политическая притча.
Страна: СССР.
Год: 1984. Продолжительность: 02:33.
«Покаяние» – это фильм-притча, сюжет которого разворачивается в небольшом грузинском городе. На следующее утро после пышных похорон бывшего городского головы, Варлама Аравидзе, выкопанное из земли тело покойного оказывается перед домом его сына Авеля. То же самое повторяется еще несколько раз, до тех пор, пока не удается поймать осквернителя могилы. Злоумышленником оказывается женщина, дочь репрессированного Варламом художника, потерявшая во время террора и отца, и мать. Свою одержимость идеей воспрепятствования упокоению тела Аравидзе она воспринимает как неотвратимость судьбы, связывающей палача и его жертву. Суд над ней превращается в суд над прошлым, воссоздаваемым в ее рассказе.
Возникающая фигура тирана собирает в себе узнаваемые черты диктаторов XX века, одновременно обретая и универсальные приметы абсолютного зла, дьявольского соблазна, превращающего человека в лишенное нравственных ориентиров существо (грузинское слово «аравин» означает «никто», «пустота»), воспринимающее власть как единственную ценность. Персонификацией этой пустоты становится сын диктатора – Авель, представляющий собою уменьшенную копию своего отца (характерно, что роли Варлама и Авеля Аравидзе играет один и тот же актер). Трагическим выходом из навязчиво повторяющегося цикла истории становится самоубийство внука покойного диктатора, взявшего на себя непризнанные его семьей грехи рода. Обезумевший от горя Авель выкапывает из могилы тело своего отца и выбрасывает его в пропасть.
Тело тирана, вокруг которого разворачивается символический сюжет фильма, олицетворяет собой прошлое. Его можно с почетом предать земле и увековечить в монументе; можно вновь и вновь извлекать на поверхность, заставляя заново переживать историческую драму, напоминая о том, кто из ушедших был жертвой, а кто – палачом; можно просто вытеснить прошлое из своего сознания, решив, что таким образом с ним будет покончено. Все эти варианты последовательно реализуются в фильме Абуладзе, оставляя финал открытым. Последняя сцена фильма – диалог между главной героиней (дочерью погибшего художника) и безымянной странницей:
«– Скажите, эта дорога приведет к храму?
– Это улица Варлама. Не эта улица ведет к храму.
– Тогда зачем она нужна? К чему дорога, если она не приводит к храму?»
Ирония истории, состоящая в том, что она способна «с аппетитом переварить» даже радикальные попытки поставить под сомнение ее официальную версию, не обошла и киноленту Т. Абуладзе. Снятый втайне от советского руководства фильм получил в 1988 году высшую советскую государственную награду – Ленинскую премию.
«Боже, что за страна? – написал Тенгиз Абуладзе в дневнике. – Я выкопал Ленина из могилы, а мне дали Ленинскую премию!»
13 ноября 1986 года в Центральном доме кино в Москве состоялась премьера фильма режиссера Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Появление этого фильма породило большой общественный резонанс, который можно сравнить со значением опубликованной в 1954 году повести Ильи Эренбурга «Оттепель», давшей название наступающей эпохе. Фильм, вышедший в прокат за два месяца до поворотного январского пленума ЦК КПСС, стал одним из первых проявлений характерного для перестройки переосмысления исторического прошлого (прежде всего, сталинских репрессий, а затем и террора эпохи революции). Для многих советских людей в понятии «покаяние» нашел выражение этический смысл перестройки в целом. Фильм остро ставил вопросы о необходимости установления исторической правды и ответственности каждого человека за трагические события советской истории.
Фильм был выпущен в 1200 копиях (такого тиража не знал ни советский, ни постсоветский прокат), его посмотрели 13,6 млн зрителей, несмотря на довольно сложную художественную структуру картины и ее насыщенность малознакомыми советскому человеку культурными символами и мотивами (заимствованными из библейской и античной традиций, равно как и из грузинской культуры). Фильм стал ответом на потребность в провоцирующем дискуссию культурном событии, которую испытывала готовая к политике реформ часть советского руководства и общества. В картине было мастерски передано охватившее многих людей ощущение фальши, превращающей настоящее в поток бессмысленных лозунгов и отнимающей у человека его собственное прошлое, прошлое его семьи и страны в целом.
Награды:
- В 1987 году на Каннском кинофестивале фильм был удостоен следующих наград: Гран-при, специального приза Международной федерации кинопрессы, а также приза экуменического жюри.
- В 1987 году лента была удостоена премии «НИКА» в 6 номинациях: «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссёрская работа» (Тенгиз Абуладзе), «Лучшая сценарная работа» (Нина Джанелидзе, Тенгиз Абуладзе и Реваз Квеселава), «Лучшая операторская работа» (Михаил Агранович), «Лучшая работа художника» (Георгий Микеладзе) и «Лучшая мужская роль» (Автандил Махарадзе).
Интересные факты:
- В фильме использована музыка Арво Пярта (Tabula rasa), Бетховена, Верди, Дебюсси, Хачатуряна.
- В фильме звучит 66-й сонет Шекспира.
- Фильм перевёл на русский и озвучил грузинский поэт Михаил Квливидзе.