Чтение

[Книги][list]

КиноВоид представляет

[КиноВоид][threecolumns]

Уроки

[Уроки][list]

Любимые фильмы

[ЯЛюблюЭтотФильм][twocolumns]

Интервью

[Интервью][grids]

Статьи

[Статьи][twocolumns]

Цитаты, Мысли

[Мысли][bsummary]

43 любимых фильмов Фридриха Ницше

"Великое светило! К чему свелось бы твое счастье, если б не было у тебя тех, кому ты светишь!" (Так говорил Заратустра)

1. – Когда искать не стало сил, 
Я за находки взялся. 
Когда мне ветер путь закрыл, 
Я всем ветрам отдался. ("Веселая наука")

Александр Великий (O Megalexandros), режиссер Тео Ангелопулос.

Это монументальная притча о собственности и власти. Её главный персонаж - Александр Великий, явившийся в 20 век из далекого прошлого со своей тяжёлой ношей, "мраморной головой в руках", чтобы снова пройти путь от бунта против тирании к тирании, от освобождения к завоеванию. КиноПоиск

2. – Враги у вас должны быть только такие, которых бы вы ненавидели, а не такие, чтобы их презирать. Надо, чтобы вы гордились своим врагом: тогда успехи вашего врага будут и вашими успехами. ("Так говорил Заратустра")

Апокалипсис сегодня (Apocalypse Now), режиссер Френсис Форд Коппола.

«Апокалипсис сегодня» — культовый фильм, построенный на теме войны во Вьетнаме. Отправной точкой для сценаристов послужила повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (1902). Фильм, как и новелла Конрада, уводит зрителя далеко вглубь человеческой психики, а война служит лишь фоном для проявления тех человеческих качеств, которые обычно не лежат на поверхности. Смотреть фильм КиноПоиск


3.«Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. ("Злая мудрость")

Белая лента (Das weiße Band - Eine deutsche Kindergeschichte), режиссер Михаэль Ханеке.


Чёрно-белый художественный фильм, экзистенциальная притча австрийского режиссёра Михаэля Ханеке, повествующая о загадочных событиях в отдалённой деревне на севере Германии накануне Первой мировой войны. КиноПоиск


4. – Человек есть нечто, что должно превзойти. Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором. ("Так говорил Заратустра")

Битва за огонь (La guerre du feu), режиссер Жан-Жак Анно.

Действие происходит в эпоху палеолита. Погас огонь, который поддерживали на протяжении долгого времени. Люди, которые не умеют разжигать огонь, должны найти его, ведь без огня невозможна жизнь племени. КиноПоиск


5. – Плохо наблюдали жизнь те, кто не рассмотрел руку, которая – будто щадя – убивает.  ("По ту сторону добра и зла")

Веревка (Rope), режиссер Альфред Хичкок.

Двое молодых людей, Брэндон Шоу и Филлип Морган без всякой причины, для развлечения убивают своего приятеля-сокурсника, Девида Кентли, задушив верёвкой. Спрятав тело в сундук, Брендон и Филлип устраивают вечеринку в той же квартире. Смотреть фильм КиноПоиск


6. - Стыдиться своей безнравственности – это первая ступень лестницы, на вершине которой будешь стыдиться своей нравственности. ("По ту сторону добра и зла")

Вечное возвращение (L'éternel retour), режиссер Жан Деланнуа.

Фильм начинается цитатой из концепции Фридриха Ницше о вечном возвращении. Сценарий фильма Жана Кокто представляет собой вариацию на тему романтической трагедии о Тристане и Изольде. Действие фильма перенесено в современное для создателей картины время — первую половину XX века — в неизвестную европейскую страну. КиноПоиск


7. – Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать чистым воздухом. ("По ту сторону добра и зла")

Виридиана (Viridiana), режиссер Луис Бунюэль.


Бунюэль возвращается к своей любимой мысли, что «святая жизнь», которую проповедует католическая церковь, основана на вытеснении естественных человеческих потребностей, и они возвращаются в утрированной форме, приводя к катастрофическим последствиям как для самого «святого», так и для окружающих.  Смотреть фильм КиноПоиск


8. – Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь? ("Так говорил Заратустра")

Гибель богов (La caduta degli dei), режиссер Лукино Висконти.


Кинофреска Висконти о распаде семейства промышленной аристократии и о событиях, связанных с Ночью длинных ножей в третьем рейхе. Фильм открывает собой «германскую трилогию» Висконти о нацизме и его истоках. КиноПоиск


9. – Все, что делается из любви, совершается всегда по ту сторону добра и зла. ("По ту сторону добра и зла"

Голубой ангел (Der blaue Engel), режиссер Джозеф фон Штернберг.


Учитель средней школы Иммануил Рат обнаруживает, что его ученики в свободное от учёбы время посещают ночной портовый кабачок «Голубой ангел», где выступает певица Лола-Лола. Тогда Рат принимает решение сходить в «Голубой ангел» с целью положить конец этой непристойности, однако сам попадает под очарование прелестной Лолы-Лолы. КиноПоиск


10. – Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!  ("Так говорил Заратустра")

Город женщин (La città delle donne), режиссер Федерико Феллини.


В поезде мужчина случайно знакомится с красивой женщиной и решает проводить ее домой. Это решение оказалось для героя роковым: он стал заложником в Городе Женщин. Здесь эмансипированные представительницы прекрасной половины человечества отстаивают свое право на главенствующее положение в этом мире. КиноПоиск


11. – Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. ("По ту сторону добра и зла")

Доктор Джекилл и мистер Хайд (Dr. Jekyll and Mr. Hyde), режиссер Рубен Мамулян.


Знаменитый доктор Джекилл читает лекцию. Он заявляет, что природа человека двойственна, раздираема противоречиями между Добром и Злом. Если удастся разделить эти тенденции внутри человека, то можно будет поднять Добро на небывалую высоту. КиноПоиск


12. – Вся наша европейская культура уже с давних пор движется в какой-то пытке напряжения, растущей из столетия в столетие, и как бы направляется к катастрофе: беспокойно, насильственно, порывисто; подобно потоку, стремящемуся к своему исходу, не задумываясь, боясь задумываться. ("Воля к власти")

Европа (Europa), режиссер Ларс фон Триер.


Молодой американец с немецкими корнями Леопольд Кесслер приезжает в Германию и устраивается на работу проводником на железнодорожном экспрессе. Он влюбляется в немецкую девушку, тайно связанную с подпольной нацистской организацией «Вервольф»... Смотреть фильм КиноПоиск


13. – Я люблю тех, кто не  ищет  за звездами  основания,  чтобы погибнуть  и  сделаться  жертвою  -  а  приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека. ("Так говорил Заратустра")

Жертвоприношение (Offret), режиссер Андрей Тарковский.


Фильм рассказывает о жизни семьи в преддверии конца света, связанного с атомной войной. В отчаянии главный герой заявляет, что принесёт в жертву всё, что любит, если только всё это прекратится... Смотреть фильм КиноПоиск


14, 15. – Быть великим — значит давать направление. ("Человеческое, слишком человеческое")

Иван Грозный Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор

режиссер Сергей Эйзенштейн.

Это фильм о человеке, который в XVI столетии впервые объединил Русь и из отдельных разобщенных и своекорыстных княжеств создал единое мощное государство, о государе, впервые возложившем на себя венец Царя Всея Руси. КиноПоиск1 КиноПоиск2


16. – Часто грязь восседает на троне - а часто и трон на грязи. ("Так говорил Заратустра")

Кагемуся: Тень воина (Kagemusha), режиссер Акира Куросава.


Мелкий воришка Кагемуся осуждён на казнь, но внезапно ему даруют жизнь. Дело в том, что он как две капли воды похож на местного правителя Такеду, властного и сильного человека, один вид которого воодушевлял солдат. Но Такеда недавно скончался… КиноПоиск


17. – Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью. В человеке важно то, что он мост, а не  цель:  в  человеке можно любить только то, что он переход и гибель. ("Так говорил Заратустра")

Космическая одиссея 2001 года (2001: A Space Odyssey), режиссер Стэнли Кубрик.


Фильм рассказывает о серии встреч людей с метафоричными чёрными монолитами, которые оказывают влияние на ход человеческой эволюции. Первая — состоялась на заре истории. Второй раз люди находят монолит на Луне в эпоху освоения человеком околоземного пространства. Монолит испускает мощное излучение в сторону Юпитера, и тогда, в поисках третьего монолита, было решено отправить туда экспедицию. Смотреть фильм КиноПоиск


18. – Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана. ("Злая мудрость")

Леопард (Il gattopardo), режиссер Лукино Висконти.


В мае 1860 года в Италии разгорается гражданская война между республиканцами, сторонниками Гарибальди, и приверженцами правящей династии Бурбонов. Князь Фабрицио ди Салина, сицилийский феодал, образованный и мудрый аристократ-интеллектуал, с пониманием и пессимизмом относится к происходящим переменам... КиноПоиск


19. – Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку. ("Так говорил Заратустра")

Лилит (Lilith), режиссер Роберт Россен.


Винсент, ветеран войны, возвращается на родину и становится врачом в психиатрической клинике. Там он встречает красивую молодую пациентку по имени Лилит, которая живет в своем зыбком выдуманном мире, и влюбляется в нее. КиноПоиск


20. – Что же такое в конце концов человеческие истины? — Это — неопровержимые человеческие заблуждения. ("Веселая наука")

Ложное движение (Falsche Bewegung), режиссер Вим Вендерс.


Вильгельм Мейстер, начинающий писатель, отправляется в Бонн. В поезде он знакомится  с двумя странствующими артистами — участником Олимпийских игр 1936 года Лаэртом и его компаньонкой, немой девочкой Миньон. Лаэрт умеет играть на губной гармошке, а Миньон выполняет акробатические упражнения. Затем к ним присоединяется актриса Тереза и поэт Ландау. Вся компания совместно продолжает путешествие. КиноПоиск


21.Больше всех ненавидят того, кто летает. ("Так говорил Заратустра")

Людвиг (Ludwig), режиссер Лукино Висконти.


Этот фильм об удивительной жизни короля Баварии Людвига II, романтика и идеалиста, поклонника красоты и гармонии, мечты которого разбились о жизненные реалии и привели его к трагическому финалу. С юности Людвиг был заворожен романтическим миром героев, легенд и идеальной любви, услышав оперу Вагнера «Лоэнгрин»...
 КиноПоиск

22. – Все люди еще и теперь, как и во все времена, распадаются на рабов и свободных; ибо кто не имеет двух третей своего дня для себя, тот - раб, будь он в остальном кем угодно: государственным деятелем, купцом, чиновником, ученым. ("Человеческое, слишком человеческое")

Метрополис (Metropolis), режиссер Фриц Ланг.


Метрополис — город будущего, разделен на две части. Под землей находятся жилища рабочих, над ними цеха с машинами. В верхнем городе расположены офисы, богатые кварталы и сады развлечений. Вся власть в городе принадлежит магнату Иогану Фендерсону... Смотреть фильм КиноПоиск


23.Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.

Молчание моря (Le silence de la mer), режиссер Жан-Пьер Мельвиль.


Во время немецкой оккупации в дом к старику-французу и его племяннице поселяют немецкого офицера. Они вынуждены жить с врагом под одной крышей. В бесконечных монологах о литературе, искусстве, судьбах Германии и Франции немец пытается оправдать себя и свою страну, но в ответ встречает лишь молчание… КиноПоиск


24. – Любите, пожалуй, своего ближнего, как себя — но прежде всего будьте такими, которые любят самих себя. ("Так говорил Заратустра")

Нетерпимость (Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages), режиссер Дэвид Уорк Гриффит.


Фильм «Нетерпимость» — один из этапных в развитии мирового киноискусства; — это сложная сюжетная конструкция из четырех перемежающихся новелл, показывавших четыре различные эпохи. В ленте, снятой с грандиозным постановочным размахом, был затронут широкий круг философских и моральных проблем. КиноПоиск



25, 26. – Война и мужество совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных. Что хорошо? спрашиваете вы. Хорошо быть храбрым. Предоставьте маленьким девочкам говорить: "быть добрым - вот что мило и в то же время трогательно".  ("Так говорил Заратустра")

Нибелунги: Зигфрид (Die Nibelungen: Siegfried) / Нибелунги: Месть Кримхильды (Die Nibelungen: Kriemhilds Rache), режиссер Фриц Ланг.


Немой художественный фильм по мотивам средневековой германской эпической поэмы «Песнь о Нибелунгах». Кинопоиск1 КиноПоиск2


27. – Новое, однако, при всех обстоятельствах есть злое, нечто покоряющее, силящееся ниспровергнуть старые межевые знаки и старые формы благочестия, и лишь старое остается добрым!  ("Веселая наука")

Новые времена (Modern Times), режиссер Чарльз Чаплин.


Маленький Бродяга не желает быть «винтиком» в огромной мега-машине промышленного производства и так похожего на него человеческого общества. Чарли сражается с тупыми богачами, всесильными полицейскими, бездушными начальниками конвейерного производства. Смотреть фильм КиноПоиск


28. Тот же инстинкт, который вызывает к жизни искусство, как дополнение и завершение бытия, соблазняющее на дальнейшую жизнь, создал и олимпийский мир, как преображающее зеркало, поставленное перед собой эллинской волей. ("Рождение трагедии из духа музыки")

Олимпия (Olympia 1. Teil - Fest der Völker), режиссер Лени Рифеншталь.


История олимпиад от Античности до 1936 года. Спорт, как средство формирования человеческого тела, красота которого является неотрывной частью общей красоты природы. КиноПоиск




29.  - Не то, что ты оболгал меня, потрясло меня, а то, что я больше не верю тебе. ("По ту сторону добра и зла")

Печать зла (Touch of Evil), режиссер Орсон Уэллс.


Печатью зла отмечен маленький городок на американо-мексиканской границе. Её оттиск ложится и на мексиканского агента Мигеля Варгаса, превращающегося из законопослушного мужа в мстительного безумца, на его невинную жену Сьюзан, погруженную преступниками в пучину наркотического транса, и на американского полицейского Хэнка Куинлана, продавшего душу дьяволу ради наживы. КиноПоиск


30. «Мы открыли счастье», — говорят последние люди, и бессмысленно моргают. ("Так говорил Заратустра")

Последний человек (Der Letzte Mann), режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау.


Должность портье известного отеля — престижна. Поэтому, когда главного героя из-за его пожилого возраста смещают, он крайне подавлен и унижен. КиноПоиск


31. – Нужно носить в себе ещё хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду. ("Так говорил Заратустра")

Правящий класс (The Ruling Class), режиссер Питер Медак.


Удивительно глупым образом умирает член Палаты Лордов, оставив всё имущество своему сыну. К несчастью, его сын невменяем, так как считает, что он Иисус Христос. Другие, более адекватные, члены их семьи сговариваются завладеть его наследством... КиноПоиск


32. – Только великое страдание есть последний освободитель духа. ("Веселая наука")

Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет (Un condamné à mort s'est échappé ou Le vent souffle où il veut), режиссер Робер Брессон.


Фильм повествует о подлинной истории побега участника французского Сопротивления из застенков гестапо в крепости Монлюк в Лионе. КиноПоиск


33. Слишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь. ("Так говорил Заратустра")

Ребро Адама (Adam's Rib), режиссер Джордж Кьюкор.


Любящие супруги оказываются по разные стороны баррикад в суде, где в одном процессе жена выступает в качестве адвоката, а муж — в качестве обвинителя.  КиноПоиск


34. – Ни один победитель не верит в случайность. ("Веселая наука")

Спартак (Spartacus), режиссер Стэнли Кубрик.


История гладиатора Спартака, его возлюбленной Варинии и честолюбивого римского полководца Красса. Непреодолимая тяга к свободе заставляет Спартака поднять легендарное восстание рабов, ставшее важнейшей вехой мировой истории. КиноПоиск


35. – У кого есть Зачем жить, сумеет выдержать почти любое Как.

Тот, кто получает пощёчины (He Who Gets Slapped), режиссер Виктор Шёстрём.


Учёный, множество лет посвятивший обоснованию теории происхождения человечества, в результате предательства своего друга и любимой жены становится клоуном, выступление которого заключается в бесконечных издевательствах над ним самим. Однако, смеётся тот, кто смеётся последним… КиноПоиск


36. Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, власть в человеке. Что дурно? Все, что происходит из слабости. ("Антихрист")

Триумф воли (Triumph des Willens), режиссер Лени Рифеншталь.


Фильм призван показать возрождение немецкой нации после позорного поражения в Первой мировой войне, а также единство немецкого народа, национал-социалистической партии и её лидера. Смотреть фильм КиноПоиск






37. – Даже у Бога есть свой ад - это любовь его к людям. ("Так говорил Заратустра")

Трудно быть Богом, режиссер Алексей Герман.


Действие картины происходит на другой планете, погружённой в глухое Средневековье. История пошла здесь своим путём: Возрождения не было, проблески науки и культуры гибнут под гнётом реакции. Земля послала сюда три десятка учёных наблюдателей. Один из них, Румата Эсторский, пытается спасти одиночных носителей научной мысли, ищет умников и книгочеев. За ними охотятся отряды «серых» под руководством Дона Рэбы, узурпировавшего власть в городе. КиноПоиск


38.Мы видим все вещи сквозь человеческую голову и не можем отрезать этой головы; а между тем все же сохраняет силу вопрос: что осталось бы от мира, если отрезать голову?  ("По ту сторону добра и зла")

Туринская лошадь (A torinói ló), режиссеры Бела Тарр и Агнеш Храницки.


Прологом к фильму служит история о Ницше, который стал свидетелем избиения лошади извозчиком. Ницше бросился к лошади, обнял её, а после этого замолчал навсегда, последние одиннадцать лет своей жизни проведя в больнице для душевнобольных. Однако в дальнейшем история о Ницше отходит на задний план, и главным действующим лицом становится та самая лошадь, которая живёт в бедной семье сухорукого крестьянина и его дочери... КиноПоиск


39. – Время от времекни немного яду - он навевает приятные сны. И побольше яду напоследок, чтобы приятнее было умирать. ("Так говорил Заратустра")

Усталая смерть (Der müde Tod), режиссер Фриц Ланг.


Молодая пара отдыхает в маленькой деревенской гостинице. Внезапно мужчина оказывается похищенным Смертью. Женщина находит таинственный вход в потусторонний мир и встречается со Смертью, которая рассказывает ей три разных истории, происходящих в разных, порой неожиданных местах. В каждой из этих историй, женщина, пробуя спасать своего возлюбленного от его окончательной трагической судьбы, терпит неудачу... КиноПоиск


40. – Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее. ("По ту сторону добра и зла")

Харакири (Seppuku), режиссер Масаки Кобаяси.


После распада своего клана, безработный самурай Хансиро Цугумо прибыл в поместье лорда Ию, с просьбой совершить харакири в его имении.  Члены клана Ию, полагая что отчаявшийся ронин просто уповает на милостыню, пытаются заставить его совершить харакири, но они его сильно недооценивают... Смотреть фильм КиноПоиск


41. Господство добродетели может быть достигнуто только с помощью тех же средств, которыми вообще достигают господства, и, во всяком случае, не посредством добродетели. ("Воля к власти")

Фауст (Faust), режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау.


Поспорили архангел Михаил и Сатана: добро и зло — что сильнее? В центре пари высших сил — доктор Фауст, ученый старец, само благородство и воплощенное знание. Отчаявшись спасти свой город от чумы, он обращается-таки за помощью к темным силам, вызвав из Тьмы Сатану — и тот дарует ему чудесную силу… КиноПоиск


42. – Без музыки жизнь была бы заблуждением. ("Сумерки идолов")

Фицкаральдо (Fitzcarraldo), режиссер Вернер Херцог.


Меломан Брайан Фицджеральд, которого индейцы называют Фицкаральдо, одержим идеей построить в родном городке Икитосе настоящий оперный театр. Для этого он затевает безумную авантюру, причем на последние деньги, — отправляется на поиски каучуковой плантации в джунглях Амазонки. КиноПоиск


43. – О  свободные души, куда девалась свобода ваша! Вы кажетесь мне похожими на тех, кто долго смотрел  на развратных  женщин, нагих и танцующих: ваши души сами начали танцевать. ("Так говорил Заратустра")

Электра, любовь моя (Szerelmem, Elektra), режиссер Миклош Янчо.


Минуло 15 лет, как убили Агамемнона. Его убийца Эгист отмечает очередную годовщину правления. В устроенный по такому случаю День Правды каждый может сказать Эгисту все, что о нем думает. Но народ безмолвствует. Эгист приказывает говорить правду, а в ответ слышит лишь похвальбы. Бунтовать пытается только Электра, дочь Агамемнона... 

Смотреть фильм КиноПоиск


Греки хорошо молились: “Да удвоится и утроится все прекрасное!” (Весёлая наука)