«Набережная туманов», режиссёр Марсель Карне
Набережная туманов
Le quai des brumes (Франция, 1938 г. )
В ролях: Жан Габен, Мишель Симон, Мишель Морган, Пьер Брассёр, Эдуард Дельмон, Раймон Эмос
Авторы сценария: Жак Превер, Пьер Дюмарше
Авторы сценария: Жак Превер, Пьер Дюмарше
Оператор: Эжен Шюффтан
Жанр: поэтическая драма
Жанр: поэтическая драма
Режиссёр: Марсель Карне
Солдат колониальных войск Жан приезжает в Гавр, надеясь сесть на корабль и уплыть далеко, далеко — для этого у него есть причины, точно в фильме не указанные. Он знакомится с прекрасной девушкой Нелли и между ними возникает любовь с первого взгляда. Сильный, сдержанный и немногословный Жан может и хулигана проучить, и вести себя с достоинством и гордостью парижанина. Ему везет — он получает в подарок и гражданскую одежду, и паспорт; корабельный врач предлагает ему место в своей каюте, но пощечины, выданные публично местному молодому бандиту, обусловили печальный конец этой романтической истории...
Картина «Набережная туманов», снятая по одноименному роману Пьера Мак-Орлана — вторая совместная работа режиссёра Марселя Карне и поэта, кинодраматурга Жака Превера. Выбор именно этого автора был для Карне неслучайным. В опубликованной ещё в 1932 году статье «Реализм некоторых фильмов пробуждает социальную фантастику» Мак-Орлан призывал кинематографистов к созданию «романтизма будничности»; воспетая им «поэзия и тайна улиц», собственно, и нашла своё воплощение в том направлении, которое позже получило название «поэтический реализм». Превер в своём сценарии соединил разрозненные и почти не связанные между собой сюжетные линии романа; два героя, Жан Раб и солдат-дезертир, слились в одного — солдата по имени Жан.
Столь кардинальную переработку сценария Марсель Карне объяснял тем, что фильм делался для Жана Габена, который уже в то время был крупной величиной в кинематографе. «Поэтому, — говорил режиссёр, — мы построили сюжет так, чтобы он стал центральной фигурой». Съёмки фильма планировались в Германии, однако представление сценария в министерство пропаганды закончилось скандалом; Геббельс запретил «плутократский, декадентский, пессимистический сценарий». В конце концов действие фильма было перенесено во французский Гавр. У французской цензуры сценарий также вызвал сомнения; снимать фильм Карне разрешили при условии, что слово «дезертир» ни разу не будет произнесено. Костюмы для главной героини подбирала сама Коко Шанель.
Мак-Орлан, посмотрев фильм, воскликнул: «Потрясающе! Вы изменили всё: эпоху, место действия, персонажей... И, как ни странно, при этом дух книги передан абсолютно точно».
* Венецианский кинофестиваль, 1938: Специальное упоминание за режиссуру — Марсель Карне.
Оценка: 9/10